|
|
Михаил Истомин: «Никогда не мог бы подумать, что я когда-нибудь буду заниматься составлением каталогов»
|
Мы продолжаем публиковать серию интервью, взятых специально для «Бонистика-Клуб» у известных коллекционеров, авторов-исследователей и энтузиастов коллекционирования банкнот и денежных знаков.
Наш сегодняшний собеседник - известный автор каталогов по денежным знакам, автор большого числа работ, посвященных денежному обращению на территории бывшей Российской империи, Михаил Истомин.
Он делится с нашими читателями секретами своей работы, а также вспоминает о том, каким был его путь в бонистику и с чего началось его увлечение, со временем ставшее главным делом всей жизни.
- Расскажите немного о себе, каким был Ваш путь в бонистику? Что послужило толчком к увлечению?
- Впервые я «столкнулся» c нумизматикой и бонистикой, когда учился в 7-м классе. Я покупал разные монетки и боны по 15-20 копеек у знакомого коллекционера, с которым посещал места встречи нумизматов в Харькове. А хороший обед в школьной столовой тогда стоил 30 копеек. Конечно, сейчас понимаю, что покупал абсолютный «мусор»... И по монетам, и по бонам интересны были и Россия, и зарубежье. На тот момент знание истории и географии было довольно поверхностным, можно было блистать, ну, разве что, на уровне других учеников. Желание обладать этими предметами появлялось необъяснимо, откуда-то из глубины души. Коллекционирование для меня тогда было «волновым процессом», как вообще, так и по интересу к темам. Все через это проходили. Где-то к началу 1990-х годов я к монетам охладел, хотя общее представление имею. С тех пор самый главный интерес для меня представляли боны, связанные с Россией.
- А с чего именно началось Ваше увлечение бонистикой, не помните?
- Я не знаю почему, но с раннего школьного возраста мне запомнились денежные знаки немецкого протектората Чехии и Моравии.
- Почему у Вас возникло желание заняться такой сложной работой, как создание собственного каталога банкнот и бон? Что не устраивало в уже существующих?
- Я давно, наверное, с середины 1990-х годов собирал информацию по денежным знакам и их изображения. Это была простая любознательность. В тот момент я вообще не задумывался о глобальных вопросах бонистики. Каталоги принимались такими, какие есть, ну и плюс знания «из рук в руки» передавались бонистами друг другу. Никогда не мог бы подумать, что я когда-нибудь буду заниматься составлением каталогов. Составление каталогов - это сложная работа, потому что она находится на стыке нескольких дисциплин. Я вижу эту работу именно как составление, а не написание. Где-то в 2003 году я столкнулся с тем фактом, что различные советские сертификаты, чеки, отрезные чеки не были четко каталогизированы, и по многочисленным и разнообразным источникам их было неудобно собирать. Решил составит каталог. Работой мы занимались вместе с Джоном Триком из США. В свое время он эту тему собирал. Лиха беда начало… После этого я хотел заняться составлением каталога по выпускам денежных знаков в Средней Азии периода Гражданской Войны. Тогда отдельного издания по этой теме еще не было. На русском языке были только общие для России-СССР… Во время работы на меня нашло что-то вроде озарения - а почему не сделать серию каталогов денежных знаков времен Гражданской войны по регионам?! Фактически, я пошел по географическому пути, уже установленному другими каталогизаторами, потому что считал, что это правильно.
- Во многих каталогах, выходивших ранее, включались, скажем так, вещи, к бонистике не имеющие отношения. Или очень приближенные к ней. Как отличить бону от талона на питание, ведь оба своего рода денежные суррогаты? Даже трамвайный билет в каком-то роде имеет отношение к бонистике…
- Я подхожу к этому вопросу просто - разделяю все финансовые бумаги на четыре группы:
1. Общегосударственные знаки, в том числе и выпуски ведомств.
2. Обязательные выпуски местного обращения, часто городские.
3. Частные денежные знаки.
4. Не деньги – облигации, одноразовые талоны, и так далее.
У денежных знаков я бы выделил две главные характеристики: их принимают к оплате в магазинах и используют частные лица в сделках между собой. А также они циркулируют, ходят, двигаются по кредитно-товарной системе до своего износа. По пунктам 2 и 3 могут быть наибольшие разногласия. Ну, допустим, я считаю, что деньги еврейских общин не являются денежными знаками обязательного обращения, а некоторые коллекционеры, в том числе и каталогизаторы, считают, что являются. По основной массе знаков, однако, разногласий нет. Если это аптека - это частник, а если знак выпущен городской управой, то такой знак относится к деньгам обязательного местного обращения. Трамвайные билеты для меня не деньги. Но если есть постановление Думы или Управы о том, что их вводят в обращение в городе, тогда это деньги.
- А каким, по Вашему мнению, должен быть идеальный каталог банкнот и бон?
- Вопрос некорректный. Что имеется ввиду - всемирный каталог или же каталог по отдельным странам?
- Откорректируем вопрос: идеальный каталог денежных знаков для одного государства.
- Может быть, для небольшой страны, типа Албании или Болгарии, это и возможно с большой натяжкой, но по большим странам - нет. Опять же возникает вопрос, что имеется ввиду под выражением «идеальный каталог»? Чем он отличается от прочих? Думаю, что условно «идеальным» можно назвать каталог, в котором есть:
1. Точные цены.
2. Бесспорная классификация.
3. Точное, документально подтвержденное отражение исторических и финансовых событий рассматриваемого периода.
- Появится ли такой идеальный каталог? Или уже есть издания, которые можно назвать если не идеальными, то очень хорошими и практичными?
- Хорошим и практичным я считаю каталог-ценник по типу Розенберга, но вряд ли такой шаблон можно использовать для денежных знаков нецентральных выпусков бывшей Российской империи.
- Многие новички в коллекционировании банкнот и бон задают один и тот же вопрос: какой каталог им выбрать для работы? Что бы Вы посоветовали для начинающего бониста? С чего начать, и чем пользоваться в уже более «зрелом» коллекционерском возрасте?
- На самом деле наличие каталога для коллекционера, по моему мнению, это вторично. Первое, что должен сделать человек, это продумать, сможет ли он вообще быть коллекционером с точки зрения финансов? Затем ему нужно определиться с выбором масштаба и темы коллекционирования. Еще важный вопрос для многих людей - это подход к сохранности. Многие откладывают в свою коллекцию знаки только в «прессе». И в какой-то мере это правильно, потому что:
- у них выше ликвидность;
- можно постепенно перейти к коллекционированию знаков в худшем состоянии.
Опытные же коллекционеры знают, какое должно быть состояние у той или иной боны. Редкая бона может быть положена в коллекцию и в «убитом» виде… Потом, еще важна глубина интереса человека – нужно ли ему подробное описание событий и денежного обращения той или иной эпохи или достаточно ценника с правильной классификацией. И только ответив для себя на эти вопросы, коллекционер может подходить к выбору каталога. Причем в каждой работе могут быть интересные нюансы, не упоминаемые у других каталогизаторов. Ну вот допустим тема Средняя Азия. Можно рекомендовать собрать каталоги по времени их выпуска Кардакова, Рябченко, Истомина, Жукова. Есть еще работы Кузнецова по этой теме. Так, кстати, советуют в разных источниках. У Жукова и Кузнецова работы цветные, это большой плюс. У Истомина иллюстрации черно-белые, но их много. У Рябченко и Кардакова нет иллюстраций, зато в издании Кардакова по сравнению с Рябченко мало ошибок по классификации и правильное соотношение цен, хотя работа датирована 1953 годом. На самом деле, если коллекционер хорошо знаком со своей темой, то ему иллюстрации вовсе не нужны. Как видим, во всех работах можно найти плюсы и минусы. Поэтому каждый выбирает каталог для себя.
- Последние годы идет спор, что нужнее бонисту: каталог или ценник? В отличие от первого, второй создать сложнее, цены на боны вещь довольно относительная. Какой точки зрения придерживаетесь Вы? И можно ли создать актуальный ценник для бонистов?
- Катало или ценник? Все зависит от глубины интереса. Если человека интересуют только покупка и продажа бон, он может обойтись и ценником. Но в каталоге можно найти какую-нибудь деталь, которой нет в ценнике, и в результате получить финансовую выгоду. Поэтому каталог всегда будет полезнее. Актуальный ценник, конечно же, можно сделать, но его нужно все время обновлять, а для этого кто-то должен постоянно этим заниматься! Если речь идет о каталоге центральных выпусков для какой-нибудь страны в стиле Розенберга, то это возможно. По периоду Гражданской войны такую работу выполнить гораздо труднее. Есть и еще много нюансов. Например, какую валюту выбрать для оценки? Как часто обновлять цены? По каким состояниям давать оценку?
Отмечу, что лично я делю каталоги на две большие группы – ценники и расширенные (нестандартные) каталоги. Оценка стоимости денежных знаков есть в обоих случаях. Ценники могут делать люди, которые не просто понимают общую ситуацию, а постоянно покупают и продают денежные знаки и следят за рынком. Под рынком я понимаю продажу в Интернете сайтах-аукционах, через прайс-листы, на аукционах и со столов на слетах.
- Делая в своих работах упор на иллюстрации, Вы придерживаетесь каких-то требований?
- Предпочитаю помещать в каталоге изображения знаков исходя из расчета 300dpi, и стараюсь отбирать банкноты в хорошем виде, но не брезгую и «убитыми» знаками, старыми фотографиями или картинками с низким разрешением. Все зависит от ситуации.
Когда сканы денежных знаков для работы получены из разных источников, нужно их рассортировать на две группы – те, которые не будут использоваться, и те, которые будут использоваться. В своей работе я использую несколько простых правил для размещения изображений. Они должны находиться как можно ближе к каталожному номеру. Рядом с каждым знаком в любом случае должен быть круг с каталожным номером, чтобы точно не запутаться. Иллюстрации однотипных знаков размещать не стоит. Достаточно рядом с одной из картинок сделать соответствующую подпись под изображением. Иногда иллюстрируются только лицевые стороны знаков, если оборотные одинаковые. Вернее, показывается лишь одна «оборотка». Редкие знаки иллюстрируются все, независимо от состояния знака или качества скана. Редко, если знаков много, картинки приводятся в конце статьи. Мои работы состоят из разделов и, не так часто, подразделов, а разделы/подразделы из статей. Иногда оборотная сторона должна быть показана полностью, иногда можно и частично. Всё зависит от ее «нужности». Передвижениями «оборотки» можно манипулировать для того, чтобы какой-нибудь не очень длинный текст поместился на странице, или же для того, чтобы убрать «подвал». Для выполнения последней задачи можно использовать иллюстрирование ненужной для дела оборотной стороны.
- Вы продолжаете работать над своими каталогами? Появятся ли переиздания? И над какими новыми проектами Вы сейчас работаете?
- Сейчас я занимаюсь темой «Ведомственные выпуски в СССР»:
1. Заменители валюты;
2. Торгсин;
3. ОГПУ;
4. Арктикуголь
5. Военные выпуски 1944-45 для стран Европы и Азии.
Работа готова к изданию, но когда оно состоится, пока ответить сложно.
На «продвинутом» этапе работы находится редактирование первого тома «Каталог денежных знаков Гражданской войны». В следующем году будет переиздание с новой версткой. Со временем накапливается опыт, набивается рука и нарабатывается стиль. Поэтому первая работа кажется немного поверхностной и сырой.
- Вы опираетесь на свое мнение или мнение критиков?
- Я стараюсь сам себе быть критиком. Понятно, что если работой занимается один человек, то могут быть самые разные опечатки, ошибки, проколы и так далее. Для того, чтобы исправить все это для будущего издания, я веду по каждому тому «Исправления и дополнения».
Иногда я сам нахожу неточности, иногда люди мне присылают сообщения по этому поводу, и я вношу изменения. Я жду несколько месяцев и обновляю «Исправления и дополнения» из материала, который накопился.
- А знаете ли Вы, что ваши работы подвергаются критике участниками Бонистика-Клуба www.bonistika.net? Как Вы к этому относитесь?
- Нет, об этом я не знаю. И никак к этому не отношусь. Критика - это право каждого бониста. Я веду исправления и дополнения, куда размещаю дополнительную информацию и новые данные, как мои личные, так и тех, кто мне о них напишет. Мой адрес есть в любой книге, я открыт для общения.
- А почему Вы не принимаете участия в дискуссиях по Вашим работам на сайте Клуба?
- Я вообще ни в каких дискуссиях не принимаю участие. Все люди разные, у каждого свое мнение…
- Участниками Бонистика-Клуба Сергеем (г. Харьков), Александром (г. Жуковский), Константином (г. Одесса) и Михаилом (г. Николаев) сделаны открытия, дополняющие Ваш каталог «Заменители валюты в СССР». Будете ли Вы их использовать в новом издании?
- Я использую все, что нашел в разных источниках. Кстати, я с начала чувствовал, что выражение «Каталог денежных знаков Гражданской войны» звучит немного коряво, но ко всему привыкаешь, и потом просто не обращаешь внимание. До выхода каталога «Заменители валюты в СССР» в 2005 году термин «заменитель валюты» не использовался в бонистической литературе. Это прямая калька с английского языка. Вначале выражение казалось искусственным, но потом стало привычным. Хочу извиниться перед коллегами за слова «аверс» и «реверс», которые с моей «легкой руки автора», как мне кажется, стали применяться в бонистике. Правильно, конечно же «лицевая» и «оборотная» сторона. Но слова «аверс» и «реверс» очень удобны для использования в каталоге, потому что ни короткие.
- Вопрос терминологии в бонистике вроде бы решен? У Вас, как видно, к нему свое отношение?
- Интересно, что в каталогах я использую слово «бона» только для денежных знаков, на которых это слово написано. В бонистическом жаргоне бона - это любая «денежка». То есть устная речь это одно, а письменная – другое. Я использую в своих работах такие слова и выражения, как «денежный знак», «знак», «банкнота», «купюра», «бумажные деньги». Боны в строгом понимании это временные «деньги нужды».
Или вот еще вопрос оценки состояния знаков. С начала 2000-х годов я всегда думал о создании собственной шкалы оценки денежных знаков. Ну не моей лично, а русской. Мне четко понятна шкала IBNS. Тем не менее нужна своя, состоящая где-то из 10 пунктов. Новая система должна быть не буквенная, а номерная. Почему? Потому что со временем людям, вкладывающим деньги в денежные знаки на Западе, нужна точная градация в районе UNC (пресс). То есть состояния «10» - это знак без дефектов, независимо от причины. Таким образом, вмятина от удара счетной машинкой - это не состояние «10». Или бывает так, что сразу после печати купюры упакуют на фабрике и они немного, совсем немного, «пойдут волной» от влаги. Это тоже не «10» баллов. По принятой шкале градации люди используют понятия UNC, aUNC и aUNC+.
Чтобы ввести такую систему, нужно договориться со всеми «игроками» рынка, особенно с аукционными домами. Но здесь опять возникает нюанс – самостоятельная оценка. При продаже знака через интернет продавец пишет «смотри скан». Кто-то не знает, как правильно оценить, а кто-то делает это сознательно, чтобы обмануть покупателя. Ну зачем интернетчикам, которые работают без прайс-листов, какая-то оценка состояния? То, что продавцы могут жульничать и сознательно завышать оценку, это уже второй вопрос. Поэтому новая десятибалльная система упростит оценку сохранности и облегчит понимание стоимости денежного знака.
- Большое спасибо! Было интересно узнать о том, как Вы работаете, а также узнать о планах. Будем с интересом следить за Вашими новыми работами.
Беседовал Дмитрий Невмывако. |
Добавить отзыв |
2016-01-15, аллехъ, отзыв: Положительный
Особо понравилась 10 бальная оценка степени сохранности купюр.
|
2015-12-27, Олег Сыромятников, отзыв: Положительный
Замечательная идея и прекрасное интервью!
|
2015-12-27, vva, отзыв: Положительный
Оч.полезное дело.Спасибо!!
|
2015-11-01, Мангол, отзыв: Положительный
Так держать! Спасибо вам!
|
|
|