|
|
Деньги "дядюшки Крюгера" часть4
|
Сразившись с римлянами, он дважды одержал победу, но потерял много сыновей своих и военачальников.
«Ещё одна такая победа, - сказал он, - и я погиб».
Пирр.
(Плутарх. “Изречения царей и полководцев”)
Человек, который сказал - НЕТ
Но сама идея не была положена под сукно. Естественно, Лангер (или кто нибудь другой) не мог произвести подделку в массовых количествах и с приемлемым качеством - здесь нужно было участие специалиста по выпуску банкнот. Поэтому выбор Гиммлера пал на частную печатную фирму, которая более 90 лет производила банкноты для Германии и других стран – хорошо нам известную- Giesecke & Devrient из Лейпцига (далее по тексту - “ГиД”)
Переговоры по этому вопросу проводились с сохранением строжайшей тайны, и проходили не в офисе “ГиД” , а на одной из конспиративных квартир. Личный представитель Гиммлера потребовал от руководства “ГиД” - “ в интересах рейха” участия в секретной операции по производству фальшивых английских денег. Он так же был готов к контраргументам: “Разве вы не знаете, что английский частный печатник “Waterlow&Sons” во время Первой Мировой войны занимался выпуском фальшивых немецких почтовых марок?... Это Ваш долг перед Германией- отплатить англичанам” и далее в том же духе...
К сожалению, после бомбёжек 1943 года практически все документы были уничтожены, и сейчас невозможно восстановить стенограммы переговоров, но в итоге фирма всё же выдержала этот натиск , и не была вовлечена в “Операцию Андреас”. Достоверно известно, что это произошло благодаря позиции технического директора “ГиД” Франца Хелмбергера, который имел опыт общения с нацистами, и который однажды смог сказать им - “нет” .
С 1921 по 31год Хелмбергер работал директором немецкой печатной фабрики в Берлине. Когда нацисты пришли к власти - он получил приказ поменять всех работников с “сомнительным прошлым”: коммунистов, социал-демократов, и конечно же евреев - на членов национал-демократической партии. Хелмбергер отказался выполнять это распоряжение, и был немедленно уволен, с запрещением работать в государственных учреждениях. Поэтому, опираясь на его богатейший опыт, “ГиД” в 1933 году предложила ему должность технического директора.
Зигфрид Отто (бессменный директор “ГиД” на протяжении почти 30-ти лет, с 1945года) так вспоминал о нём: “ Хелмбергер был одним из самых больших специалистов в области металлографической печати во всём мире, и конечно же - самым большим в Германии... Он был превосходным наставником. Всеми своими знаниями я обязан ему”.
В конце 1941года Хелмбергер был делегирован “ГиД” на переговоры к Гиммлеру. Мы не знаем, и к сожалению никогда не узнаем, какие доводы и контраргументы он использовал в разговоре с Гиммлером (в 1956году Хелмбергер скончался, не оставив никаких записей об этом событии), но после этого разговора, личным распоряжением Гиммлера, “ГиД” официально была исключена из списка печатников нацистской Германии.
В подарочном издании, посвящённом 125-ти летию “ГиД” выпущенном в 1977году есть несколько строк относящихся к этому периоду:
“Во времена Рима ремесленники и художники не стыдились того факта, что их правителем был Нерон. Так же и мы не стыдимся того, что мы работали во времена Третьего Рейха. В это аномальное время нашей основной, и весьма нелёгкой задачей, было сохранение рабочих мест и продолжение “обычных деловых отношений” с нашими иностранными заказчиками “.
Не в состоянии получить для своей секретной операции частного печатника “ГиД” (читай - Хелмбергера) RSHA стало искать замену человеку, который смог бы возглавить её. Выбор пал на начальника “ VI F-4” капитана Бернхарда Крюгера.
************************
Однажды Аристид был отправлен в посольство вместе с Фемистоклом, хоть они и враждовали.
«Давай, Фемистокл,— сказал он,— оставим нашу вражду на границе, а когда будем возвращаться, тогда, если хочешь, подберем ее опять».
(Плутарх. “Изречения царей и полководцев”)
Unternehmen Bernhard
Берни, в нашем повествовании - это Фредерик Вальтер Бернхард Крюгер, инженер-текстильщик из Риеса, который, после многих лет служения нацистской партии, стал майором СС.
Впервые я встретил Бернхарда Крюгера весной 1957 года в Ганновере, куда я специально прилетел, чтобы взять у него интервью. За несколько дней, проведённых в Ганновере, а потом в Берлине, Крюгер рассказал мне об этой операции, которой волею судеб ему пришлось руководить. Мы даже написали сценарий фильма, который был закуплен одной киностудией, но, по непонятным причинам, фильм сняли с производства... Нацистская операция по изготовлению фальшивых денег была субъектом публикации в многочисленных журналах, но моё интервью было первым и последним, данным Крюгером и впервые показывает его взгляд на происходящие события изнутри. [прим. автора: в 1957 году это, действительно, было первое интервью. Позже Крюгер дал ещё два: журналу “Штерн” и Герберту Фридману.
Берни родился в 1904 году в Риесе, около Лейпцига. Его отец был чиновником городского муниципалитета. Бернхард получил образование инженера-текстильщика, и работал на заводах “Chemnitz company” в Германии, Польше и Франции. Экономический кризис 1929 года лишил его работы, и Берни, недолго раздумывая, примкнул к рядам нацистской партии. К 39-му он дослужился до капитана и служил в специальном разведывательном подразделении СС, тренируя курсантов “установке радиочастотных пунктов по прослушиванию ”.
В сентябре 1940-го, Крюгер получает назначение в 6-е управление РСХА (... да-да, именно туда, где полковник Исаев был своим человеком...). В этом же году его посылают во Францию со специальным заданием. Ему было поручено раздобыть паспорта, удостоверения личности и другие документы (американские, канадские, английские итд), которые затем использовались в “4-ом Отделе” в качестве образцов, с которыми сравнивались выпускаемые подделки. На тот момент Крюгер находился в подчинении Найжокса, и постоянно докладывал ему о выполненной работе.
Ещё одно задание, которое было ему поручено, заключалось в установлении связей на “чёрном рынке” Франции для последующего сбыта фальшивых денег. Он смог наладить “деловые” связи с “королём чёрного рынка” Пьером Лаваллем, (у которого, кстати, работал мальчиком для поручений Джорж Сорос, которому тогда было 14 лет.)
Весной 1941-го он вернулся в Германию, а зимой 41-42 он был послан в Россию (фото - предположительно этого периода), с миссией, до сих пор неизвестной (KR-4). После возвращения в Германию, Крюгер назначается начальником “4-го отдела” (VI-F-4)
*******
В честь дня рождения начальника “6-го Управления” Вальтера Шелленберга “4-ый Отдел” , в качестве подарка, преподнёс ему один из образцов своей продукции: “его” [Шелленберга] американский и английский паспорта выполненные со всеми необходимыми таможенными штампами и печатями, с помощью которых Шелленберг мог беспрепятственно посетить любую страну. Это послужило хорошей рекламой продукции, выпускаемой под руководством Крюгера, и лично ему. Руководство РСХА сделало свой выбор...
Из воспоминаний Крюгера: )
Туманным утром 8 мая 1942 года меня вызвали к начальнику отдела иностранной разведки Вальтеру Шелленбергу. Шелленберг, которому было только 32, был очень умён и проницателен (за что его открыто ненавидели многие более старшие по возврасту сотрудники) сразу перешёл к делу: “Вчера вечером я получил приказ от рейхсфюрера СС , который я передаю вам устно. Никаких официальных приказов на бумаге не будет, поэтому слушайте внимательно:
Вы назначены руководителем операции по подделке английских фунтов стерлингов. Работу начинаете немедленно. Гиммлер приказал: (1) создать печатное производство, соответствующее наивысшим условиям секретности )[Geheime Reichssache] на территории особоохраняемых бараков в концентрационном лагере Заксенхаузен. (2) Для работы привлекать ТОЛЬКО заключённых- евреев. (3) Чтобы показать Вам степень доверия руководства Рейха, операция будет названа в Вашу честь - “Операция Бернхард”... Завтра утром вам необходимо прибыть в Заксенхаузен” - сказав это, он вышел из кабинета, оставив меня осмысливать услышанное...”
На следующий день, [9 мая 1942 года] в свой первый визит в концентрационный лагерь, располагавшийся в 50 км севернее Берлина, Крюгер осмотрел территорию, дал указания по устройству Барака19 и отобрал несколько охранников из охраны лагеря. Из барака были выселены все заключённые. Вокруг него была возведена трёхметровая неприступная стена.
Все часовые были заменены на солдат дивизии СС “Мёртвая голова”. Этих охранников инструктировал лично Крюгер. Кроме угроз об немедленной отправке на фронт за любые разговоры о том, что будет происходить на охраняемой территории, Крюрер также объяснил им, что - “...с теми кто будет находится под вашей охраной надо обращаться строго, но “радушно” ... это больше не евреи-заключённые...сейчас они работают на благо великого Рейха... на его триумфальное шествие вокруг всего мира...”
Деревянные бараки для некоторых концентрационных лагерей [в том числе для Заксенхаузена и Дахау] производились в Швейцарии и транспортировались в Германию. Естественно, как обыкновенная торговая сделка в 1941 году, это был нонсенс, поэтому, для прикрытия операций производимых Шелленбергом за границей, было создано, возглавляемое Гансом Эгелем, предприятие “Swiss Wood Syndicate”...
... Контакт между Шелленбергом и начальником МИД Швейцарии Ротмудом был установлен через Эгеля (который владея торговой компанией в Берлине, по приказу Шелленберга открыл подставную фирму в Швейцарии)...
Контракт, на сумму в 13 миллионов швейцарских франков, был подписан 22 января 1942 года, а уже в апреле первая партия бараков прибыла в Германию.
За эту партию Германия расчиталась бартером. В Швейцарию было отправлено 50 тонн стали.
Через несколько дней Крюгер посетил Делбрюкштрассе 6А, что бы осмотреть помещения оставшиеся после “Операции Андреас”. Он остался доволен увиденным: паровой пресс был тщательно смазан, остальное оборудование было также было в отличной сохранности. В сейфе, так же хорошо упакованные, лежали готовые клише для всех номиналов, заготовки водяных знаков, наборные шрифты и много других технических предметов, необходимых для работы. “Всё, кроме документов, которые могли бы помочь мне помочь не повторять ошибок моих предшественников ... Я был уверен, что ничего не найду, ведь всё выполнялось на основании устных приказов, похожих на тот, который я получил несколько дней назад”
Оберштурмфюрер Херман Дорнер – начальник администрации концентрационных лагерей Германии - также получил устный приказ:
“Oказывать полное содействие штурмбанфюреру Крюгеру, в его “Geheime Reichssache” действиях...” (Секретное поручение государственной важности)
|
|
|
Источник: Дмитрий Литвак. "Деньги дядюшки Крюгера" , 2009
|
|