Клуб Бонистика  

Кадастр Рідкісних бон
 

Статья

Деньги "дядюшки Крюгера" часть 2

“Мистер Черчиль, хоть один раз,
должен поверить моему предсказанию (что) -
Великая Империя будет разрушена...”
Из речи Адольфа Гитлера
в Рейхстаге, 19 июля 1940г.

“Unternehmen Andreas”



До прихода Гитлера к власти Берлин был одним из наиболее прогрессивных городов Европы. За полстолетия до этого Марк Твен сравнивал этот город с Чикаго: “За его энергию, за желание соответствовать прогрессу... за изобретения в области электричества и химии, позже названные второй индустриальной революцией”.

Германия того времени была лидирующей страной в мире по уровню здравоохранения и знаний о физическом строении Вселенной. Многие новейшие научные и технические открытия совершались и с успехом применялись там. Так, первый в мире светофор был установлен в Берлине, на Потсдамской площади.

Но Гитлер постоянно игнорировал, а иногда и отвергал, важнейшие научные открытия в военной области. Изначально, реактивный двигатель был им отвергнут, как ненужный, для совершения дальних полётов. И только после того, как немецкая авиация стала терять своё превосходство в небе, дал разрешение на установку этих двигателей на “Мессершмидт-262”.

Ракеты “ФАУ” появились только как орудие возмездия, что было очень поздно для их “миссии тотального террора”.

Гитлер, к великой радости западной цивилизации, также наложил вето на разработку ядерного оружия. Он считал, что для его теории блицкрига оно бесполезно, и очень дорого... Вместо этого он делал ставку на всякого рода проходимцев от науки, которые могли угодить им и “преподнести товар лицом” .
Инспирируя массовое производство фальшивых иностранных денег, нацисты преследовали в основном три цели.

Во-первых: гитлеровский рейх крайне нуждался в дефицитном сырье и других материалах для военной промышленности. Получить их можно было только через нейтральные страны, и только за иностранную валюту, но поскольку перестройка экономики страны на подготовку к войне в течение ряда лет все больше и больше сужала внешнюю торговлю - валютная касса рейха была почти пуста.

Во-вторых: посредством "бумажного оружия" гитлеровцы намеревались подорвать экономическую мощь многих стран, и этим дезорганизовать мировой денежный рынок;

В третьих: у Секретной Службы просто-напросто не было необходимой валюты для содержания огромной армии шпионов и участников "пятых колонн" за рубежами рейха. И, как в последствии оказазалось, для собственного обогащения.
А так как денег в бюджете не хватало, то у нацистов оставался только один выход: украсть или “напечатать”... что они в итоге и сделали.

Не прошло и двух недель после начала Второй Мировой войны, когда 18 Сентября 1939 года в Берлине, в здании Министерства Финансов располагавшемся на Вильгельмштрассе, 61 собрались лидеры немецкого шпионажа и финансов.

План, обсуждавшийся в Министерстве Финансов, был прост:
“Разрешить Рейхсбанку напечатать миллионы фальшивых английских банкнот, а затем наводнить ими Англию, чтобы добиться развала вражеской экономики...”
Единственный, кто серъёзно возражал, был директор Рейхсбанка Вильгельм: “Нельзя допустить, чтобы Рейхсбанк могли упрекнуть в изготовлении фальшивых денег. Для проведения этих мероприятий должна быть создана СПЕЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ”.
Вальтер Функ, министр финансов, также возражал, но без “твёрдости в голосе”: “...прошу заметить, что это противоречит международным законам, да и ... этот план не будет работать.”

Несмотря на все принятые меры по сохранению секретности, уже через два месяца в Лондоне узнали о прошедшем совещании. Его детали были подробно изложены в письме шефа английской резидентуры в Афинах Майкла Пэлайрэта (Michael Palairet), датированном 21 ноября. Это письмо основывалось на информации, полученной от русского эммигранта Павла Чурапина (Paul Chourapine). Каким образом он раздобыл эту информацию, не сообщалось. ) Письмо было досконально проверено сотрудниками MI5 и было признано “чистым”.

Это письмо содержало стенограмму совещания :
“... решено произвести 30 миллиардов фальшивых рейхсмарок, и от одного до двух миллиардов валют других государств...
...распространение производить через дипломатические представительства...
... чтобы обеспечить успешное продвижение плана - Министру Пропаганды немедленно начать компанию по обвинению Англии, в том, что она уже занималась выпуском фальшивых денег ранее .”)

________________________________________________

Гейдрих был сыном провинцального оперного певца. Его противники, чтобы досадить ему, постоянно распространяли фальшивые слухи о его еврейских корнях. Может быть поэтому, чтобы доказать свою “расовую чистоту” он так фанатично ненавидел евреев.

Расчётливый садист, считающий жизнь любого человека ничего не стоящей, Гейдрих был мастер закулисных игр, и постоянно “снабжал” такого рода идеями своего шефа Гиммлера.

Гейдрих поступил на службу в германский ВМФ после Первой Мировой, как техник-связист и дослужился до звания лейтенанта. Но после того, как в 1931 году, по решению военного суда был уволен из армии за нарушениe правил военного этикета, Гейдрих присоединился к миллионам других безработных немцев времён Великой депрессии. Это и сделало его идеальным кандидатом в члены СС. Его знания систем коммуникаций привели его в “отдел кодов”, а далее в разведку.

Международная Криминальная Полиция (ICPC), предшественник Интерпола, была организована в 1923году. Основной задачей созданной организации была борьба с международными преступлениями и фальшивопечатниками. Штаб-квартира МКП располагалась в Вене, до тех пор, пока 12апреля 1938года нацисты не окуппировали Австрию. В этот же день действующий президент МКП Майкл Скумбл был вызван в здание Австрийского Правительства, и арестован. С этого дня и на последующие 18 лет нацисты захватили руководство в МКП.

За это время в МКП сменилось пять президентов: Отто Стэйнхаузел (1938-1940), Рейхард Гейндрих (1940-1942), Артур Нёбе (1942-1943), Эрнст Кальтербрунер (1943-1945), и Флорент Лоувадж (1946-1956).

Сразу после назначения на должность президента МКП Гейдрих приказал перевести из Вены в Берлин весь архив, содержащий данные на фальшивопечатников, но по непонятной причине отказал предоставить их в распоряжение “Операции Андреас” .

В том, насколько эффективны могут быть фальшивые деньги и документы, Гейдрих убедился ещё в 1936 году. Нацисты под его непосредственным руководством тогда произвели десятки фальшивых документов, которые, как они надеялись, подорвут военную мощь СССР. Фальшивые документы указывали на то, что маршал Тухачевский получил обещание поддержки немецкой армии в заговоре против Сталина. Руководство СССР выкупило эти документы за 3 миллиона рублей (750 тысяч долларов в то время), и они послужили главным доказательством на процессе против Тухачевского. Вместе с Тухачевским была расстреляна группа “немецких шпионов, которые получали, в качестве вознаграждения от своих хозяев фальшивые червонцы, своеременно выявленные органами ГПУ-НКВД ”.

Один из моих друзей [МБ] работавший в середине 30-х в подразделении контразведки направленной против Советского Союза рассказал о блестящей операции проведённой американской контразведкой. Доллары, которые были заплачены через один из банков советской торговой компании “Амторг” были помечены невидимыми чернилами. Таким образом появилась возможность проследить путь этих банкнот от компании до её работников, официальных и неофициальных ...

Секретные советские агенты получали свои деньги через филиалы “Амторга”.

Кстати, ещё одной, если не основной задачей, торговой компании “Амторг” было распространение фальшивых американских долларов (100 и 500 долларов выпуска до 1928 года). Возглавлял эту операцию руководитель “Амторга” - кадровый офицер ГРУ Феликс Вольф ( а.к.а. – Николай Кребс) )


Гейдрих, который сам считал план по выпуску фальшивых банкнот превосходной идеей, назначил руководителем операции по выпуску фальшивых английских фунтов руководителя технической группы Главного Имперского Управления Безопасности - Альфреда Найджокса (он так-же был назначен “ответственным офицером СС” за ... бордель, известный под названием “Салон Китти”, который располагался на Гизебрехштрассе, 11 ))
Найджокс был родом из Киля. С детства он имел репутацию драчуна и задиры, а когда вырос, то постоянно участвовал во всех стычках с коммунистами. Когда нацисты пришли к власти (в 1933году) - он в возврасте 18 лет вступил в ряды СС , где начал работать в отделе под руководством Гейдриха.

После получения приказа от Гейдриха, Найджокс основательно взялся за дело, но Альберт был хорош только в одном: организовать покушение (в 1934 году, в ресторане "Сагорши" расположенном в пригороде Праги, он убил немецкого антифашиста Рудольфа Формиса), похитить (в ноябре 1939 года он похитил и вывез из голландского пограничного местечка Венло английских офицеров Беста и Стивенса), начать войну ) – в этом ему не было равных, а вот заняться разработкой сложнейшей технической операции – для этого ему не хватало ни ума, ни знаний. Хотя, надо признать, у него было одно качество (более подходящее для функционеров от коммунистической партии) – он всегда был впереди всех, и умел завоёвывать поддержку начальства.
Гейдрих лично представил его Гитлеру, от которого Найжокс получил полную поддержку.

Для работы над этим планом Найжокс “выбрал” себе в помощь Вильгельма Хёттля - молодого историка из Австрии, работающего в “отделе Балканских стран” СС в Вене. Хёттлю было поручено занятся разработкой стратегии производства и распространения фальшивок. Внимательно изучив всю имеющуюся информацию, Хёттль особое внимание уделил рекомендациям совещания, прошедшего 18 сентября 1939 года и событиям, происходящим в Венгрии в 20-х годах.

Хёттль говорил: “Я не заинтересован в производстве фальшивых банкнот, чтобы финансировать какое бы то ни было секретное общество, как было в Венгрии. Я хочу разрушить Банк Англии.”

Операционный контроль был возложен на ещё одного помощника Найджокса - Доктора Альберта Лангера.

Когда Гитлер “присоединил” Австрию к Рейху в 1938 году – Лангер вступил в ряды СС в первый же день, когда был объявлено об этой возможности. Он считал, что Найджокс пригласил его в Берлин для разработки новой криптологической машины, а вместо этого, весь следующий год он провёл на Дебулькештрассе, 6A, занимаясь всеми текущими вопросами операции по выпуску фальшивых aнглийских банкнот.

Дело в том, что Лангер имея докторскую степень по физике и математике, ещё с времён первой мировой войны сотрудничал с австрийской разведкой (и контразведкой), а в период между мировыми войнами был инструктором Австрийской Полицейской Академии. Его специальностью были секретные коды, специальные криптографические чернила и ... борьба с подделками.

Один из моих друзей [МБ], который очень хорошо его знал, характеризовал его, как -“одного из самых странных людей, которого я когда либо встречал. Он обладал феноменальной фотографической памятью. Он [Лангер] утверждал, что прочитал более 20 000 книг, и может восстановить любую из прочитанных страниц в полном объёме...Это не было простым бахвальством- он действительно мог это сделать. Он так же знал восемь языков, и мог свободно на них общаться. Он был страшно близорук - но отказывался носить очки, поэтому читал всё с расстояния 10 см...”

Найджокс называл Лангера: “Моя ходячая библиотека” .

Когда Найджокс (с Лангером и Хётллем) встретился с Рейнхардом Гейдрихом он “положил на стол” детально разработанный план по выпуску фальшивых Английских банкнот, а именно 5-ти и 10ти фунтов. Гейдриху настолько понравился этот план, что он немедленно доложил о нём своему начальнику Гиммлеру, который, в свою очередь, не стал откладывать дело под сукно, и в тот же день одобрил его.

План состоял в массированном выпуске фальшивых английских банкнот, которые позже должны были быть сброшены с низколетящих немецких бомбардировщиков над крупными английскими городами. Найджокс расчитывал, что, в результате этого, английская банковская система в течении нескольких месяцев, потерпит крах, а вслед за ней - и вся промышленная и финансовая инфраструктура.

“Без единого выстрела, и потери жизни даже одного солдата Великой Германии – Англия капитулирует”.

Этот план, по предложению Лангера [МБ], получил название “Операция Андреас” – в честь Андреаса Фигля , который в 1911году смог рассшифровать систему кодов Австро Венгерской армии. ( Лангер утверждал, что название дано по “горизонтальному” Андреевскому кресту расположенному на флаге Англии, и выглядевшем, как “х”- знак гашения на банкнотах).

Найджокс не был примерным учеником “хода истории”. Он (с подачи Лангера) позаимствовал идею от самих англичан, которые ранее разбрасывали талоны на питание над территорией Германии, но когда он захотел расширить “географию“ и предложил тоже самое сделать с американскими долларами Гитлер лично отклонил эту идею. “Доллары- нет”- нацарапал он на полях докладной записки - “Мы не находимся в состоянии войны с США”.

Эта история, описанная Хёттлем в его воспоминаниях в 1955 году, была растиражирована многими авторами, но историки не могут найти ни одного подтверждения этому факту. Позже , Хёттль сам признался, что: “некоторые детали основывающиеся на реальных фактах имеют литературную обработку...”.
В 1952 году Саймон Грэхам (сотрудник ЦРУ) писал: “его [Хёттля] рассказы содержат смесь правды, лжи, и явной поддтасовки фактов. ”

Штаб “Операции Андреас” ("Unternehmen Andreas") располагался на Дельбрюккештрассе, 6А, примерно в одном километре от “Салона Китти”, в здании уже имевшем историю фальшивопечатания - именно в нём располагался тренировочный центр технического отдела СС. В подвале здания были смонтированы специальные прессы, и в распоряжение Найджокса были выделены лучшие гравёры, которыми располагали нацисты.

Изначально: “Даже карандашей и бумаги не было, не говоря о каких либо машинах и механизмах, ... а Найджокс понятия не имел о технической стороне производства, - вспоминал Лангер, - но любой механизм или материал, который нельзя было произвести своими силами, можно было приобрести на те средства, которые он получил ” . Бюджет “Операции Андреас” составлял 2 миллиона рейхсмарок (около 10 миллионов долларов в сегодняшних ценах).
Лангер, несомненно, имел солидный багаж научных знаний, однако, одно дело - теория и совсем другое дело - практика. По ночам, запершись в библиотеке, он занимался изучением способов печати, гравировки, выпуска бумаги и всего того спектра технических проблем, которые могли понадобиться при выполнении этой задачи.

Выпуск английских фунтов оказался намного труднее, чем нацисты предполагали в начале. Самой большой проблемой оказалось производство бумаги.

С 1725 года семья Порталс является эксклюзивным поставщиком специальной бумаги для Банка Англии. Только однажды, за 283 года этой монополии с территории фабрики была совержена кража бумаги. В 1862-м году Джеймс Грифитц - гравёр с душой фальшивопечатника - украл бумагу для “своего собственного производства”. Он, так же, как и нацисты почти столетие позже, пытался узнать секрет бумаги. Сначала Грифитц размягчал её, потом перемалывал, “извлекал” чернила и пытался отределить состав. Разрушив около 1 500 банкнот - он прекратил свои поиски и не смог сделать бумагу, похожую а ту, что производила фирма Порталс.

Но он не сдался и нанял лондонских “специалистов” - Руби Трэмайн, Эдварда Барнэта и Флэш Эма для того что бы они поехали непосредственно в Витчарч где находилась фабрика Порталс, и нашли подходящего человека. Эта команда “вышла” на работника фабрики Порталс- Брауна, который обещал добыть несколько листов бумаги.

Грифитц смог “напечатать” только несколько сотен банкнот, пока полиция не схватила его подручных, а позже и его самого...

Нацисты, конечно, знали об этой истории, но они также понимали, что никакие, даже самые удачливые агенты, не смогут достать нужное количество бумаги. Tолько для начала им требовалось несколько грузовиков с бумагой.

Первое, что они смогли узнать - это то, что бумага делалась с применением особого сорта тростника, произраставшего в районе бывших Британских колоний в Азии, но проведя сотни химических анализов они обнаружили, что этим секретным компонентом является обыкновенный лён.... Через подставную фирму из Турции в Германию доставили несколько тонн льна, но бумага, которую производили вручную - всё ещё не соответствовала английскому оригиналу, пока Найджокс не предложил сначала использовать льняную ткань, как обтирочный материал, а затем ёё постирать.

В конце 30-х годов на заводы Круппа, Сименса и некоторые другие, стал поступать обтирочный материал, за использованием которого мастера следили с необычной тщательностью. Ежедневно они отчитывались перед закреплёнными за каждым цехом эсэсовцами в том, не пропал ли тот или иной лоскут. “Появление” этих лоскутков обтирочного материала- было началом операции” ) [Андреас].

Лангер знал, что первый тест на подлинность, проводимый всеми английскими кассирами был тест “на хруст”. Банкноту подносили к уху, и мяли пальцами. Лён, входящий в состав бумаги придавал ей этот своеобразный звук. Поэтому для проверки своей продукции он использовал слепых от рождения людей, у которых был обострённый слух.

Получив желаемый “звук”, осталось получить соответствующий “цвет”. Настоящая английская банкнота под лучами кварцевой лампы должна была светиться фиолетовым цветом. Это также был стандартный тест, проводимый в те времена английскими банкирами. Настоящие банкноты светились с оттенком сиреневого, тогда как цвет немецких банкнот был смещён в сторону розового оттенка После многочисленных эксперементов Лангер пришёл к выводу, что всё дело в воде, которую применяли при производстве бумаги. Он смог решить эту задачу с помощью химических элементов - “скорректировав” кислотно-щелочной баланс применяемой воды.
Начать обсуждение в форуме
Авторы:
Литвак Дмитрий Аронович (Участник Клуба "Бонистика" Dimon)
Дата:   2009-12-06
Добавил:   Dimon
Рейтинг:   0.00
Источник: Дмитрий Литвак

Отзывы членов Клуба
Добавить отзыв