После долгих колебаний решил всё-таки поднять тему, которая мне как коллекционеру давно не даёт покоя. Не хотелось открывать "ящик Пандоры", когда кто-то может почувствовать себя задетым. Поэтому сразу хочу подчеркнуть, что всё, что здесь будет сказано, не направлено против кого-либо лично и не ставит целью нанести какой-либо ущерб. И убедительно прошу комментаторов воздерживаться от любых личных выпадов и высказываться только по существу вопроса.
В последние несколько лет всё чаще приходится сталкиваться с предложением знаков, прошедших реставрацию, прежде всего старой империи (возможно, есть примеры и из других периодов, просто не обращал внимания). Вызвано это явно появлением одного или группы реставраторов, работающих по заказу дилеров и коллекционеров. Чувствуется общий стиль и профессиональная рука. Казалось бы, радоваться надо, особенно вспоминая жуткие самодельные ремонты советских лет, в чём проблема? Но радоваться почему-то не хочется.
Прежде всего, за почти тридцать лет коллекционирования , мне так и не удалось решить для себя вопрос о допустимых границах реставрации бон. В бумажной графике, самой близкой к нашей сфере, вопросов почти не возникает. Совершенно очевидно, что загрязнённая и пожелтевшая бумага должна быть очищена и отбелена, разрывы - укреплены, а утраты - восполнены. В противном случае страдает эстетическое восприятие произведения искусства, и нарушается авторский замысел.
Но старые денежные знаки - это в самую последнюю очередь произведение графического искусства, и не затем мы их коллекционируем. Следует ли любой ценой стремиться максимально приблизить их к первоначальному виду, как они вышли из-под станка?? Разумеется, бывают исключительные ситуации, когда предмет надо спасать, и вмешательство необходимо. Серьёзные механические повреждения (например, как на той 1000-долларовой банкноте, что недавно оценивали), сильное химическое или плесневое воздействие, в общем все те проблемы, что не позволяют хранить знак в том виде, в каком он есть и угрожают дальнейшим разрушением.
Но так ли необходимо подклеивать недостающий угол? Или заделывать дырку на поле? Прекрасно понимаю желание сделать знак совершенным, целостным, но нужно ли ему поддаваться? Не говоря уж о том, что подравнивая восстановленный угол, реставратор заодно подравнивает и потрёпаный край знака, а как же, иначе заплата будет бросаться в глаза! В итоге - большой вопрос, стал ли знак лучше или испорчен ещё больше.
Понятно также, что спрос всегда рождает предложение. Стремясь положить в коллекцию знак "в более лучшем состоянии" мы сами способствуем предпродажной отмывке, заклейке и прессованию. Да, можно считать подобные операции скрытым обманом, но многие, как получается, обманываться рады. Знаю и понимаю коллекционеров, которые не хотят "улучшеных" экземпляров.Но есть и достаточно таких, которые отказываются брать повреждённые предметы, а вот восстановленные - не возражают.
Проблема (или дилемма) усугубляется тем, что значительная часть приобретений делается в сети, на онлайновых аукционах. Зачастую, особенно в случае профессиональной реставрации, невозможно на экране компьютера разглядеть и оценить степень вмешательства. И тут я вынужден коснуться весьма скользкой темы. А как влияет реставрация на грейд? Повышает его или наоборот, понижает? Если считать "скрытые улучшения" определённым обманом, то грейдинговые компании ему не препятствуют. Примеров достаточно. Вот знак 1878 года, купленый на онлайновом аукционе в слабе с грейдом VG 3/10 и он же на самом деле. А вот рубль отмытый почти добела в VF. Мог бы привести ещё достаточно, но воздержусь, что бы ненароком не задеть продавца или нового владельца.
Хотелось бы услышать мнение коллег по этому, весьма неоднозначному вопросу. Надеюсь, что мы сможем в результате прийти к какому-то консенсусу, как пришли после долгих споров о копиях.
Я много писать не буду, а отвечу коротко – да, я за! За профессиональную реставрацию. И вот почему – таким знак ко мне пришёл, а таким его купили на Херитаже. Дай Бог здоровья таким реставраторам!
И да... все живописные шедевры великих мастеров, которые мы видим в знаменитых мировых галереях ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ! Причём каждый не один раз за всю историю своего существования!
Эта тема/вопрос появляется во всех направлениях коллекционирования.
Я считаю что это дело каждого коллекционера, собирателя или владельца. Выше уже сказали о картинах. Так же восстанавливаются автомобили, мебель и т.д.
Я тоже считаю что надо, если есть возможность.
Пользуясь случаем, хочу спросить, есть ли в Украине, кто профессионально реставрирует бумагу ? Надо отреставрировать документ прадеда, как-то было искал, но не нашел.
И да... все живописные шедевры великих мастеров, которые мы видим в знаменитых мировых галереях ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ! Причём каждый не один раз за всю историю своего существования!
Соглашусь, что редкие и ценные банкноты могут быть восстановлены, особенно если они сильно повреждены и выглядят непривлекательно.
А вот с точки зрения этики... Если бы я покупал редкую и дорогую банкноту, мне было бы очень важно знать ее историю, и степень ее реставрации, чтобы знать, насколько серьезными были изначальные повреждения. Реставрированная и сертифицированная банкнота несомненно получит более высокий грейд, чем оригинал. Да, факт реставрации контора может распознать и лишить банкноту «оригинального» обозначения (EPQ, Exceptional Paper Quality в случае PMG). Также на слабе могут появиться пометки Repaired или же Restored, если сотрудник смог распознать следы реставрации или же знает историю банкноты. Хорошо, если такие пометки есть, но они ничего не скажут мне о степени реставрации. Есть также вероятность того, что неопытный сотрудник может даже и не заметить следов реставрации, особенно если банкнота сравнительно дорогая, но не очень редкая.
Сам я собираю современные банкноты, но не раз сталкивался с тем, что недобросовестные коллекционеры покупают на аукционах поврежденные банкноты, восстанавливают их, отдают на грейдинг и выставляют на продажу по более высокой цене, несмотря на пометки на слабе.
В случае с картинами часто известна их история, кто, когда и как их восстанавливал, а вот в банкнотами ситуация несколько другая.
И да... все живописные шедевры великих мастеров, которые мы видим в знаменитых мировых галереях ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ! Причём каждый не один раз за всю историю своего существования!
Соглашусь, что редкие и ценные банкноты могут быть восстановлены, особенно если они сильно повреждены и выглядят непривлекательно.
На первом примере, банкноте просто приделали недостающие части. По сути, часть боны - новодел. ИМХО лучше она не стала. Предпочел бы первоначальный вариант.
Интересно ,в каком ценовом диапазоне будет процедура реставрации(Наверное учитывается цена,что бы реставрация не была дороже боны)?
А так,я за профессиональное,,спасение,, боны
Был такой чудный советский фильм "Тот самый Мюнхаузен". И главный герой произнес в том фильме примерно такую фразу: " Не важно - летал Мюнхаузен на Луну или нет. Главное - что не ВРЕТ".
Так и с реставрацией. Бывает - она необходима, бывает - нет. Главное, чтобы потом продавец не врал.
Это как с кухонным ножом. Резать хлеб - хорошо, убивать соседа - плохо.
Проблема не в реставрации, проблема в людях.
В советское время были реставраторы не хуже нынешних. Только материалов не было в доступе.
Когда-то показывал десятку имперскую с двумя разными номерами. Пока банкноту напроствет не посмотришь - хрен поймешь, что она состоит из трех различных банкнот! Склеены были встык и четко подогнаны по рисунку три части.
Реставрировать НУЖНО! Вы ведь зубы чистите, чтобы они подольше прослужили? Реставрация - это прежде всего укрепление предмета. И даже если кажется, что предмет "крепкий", а "эти незначительные дырочки и надрывчики" его не портят, то всё равно лучше малыми средствами укрепить, чем потом в панике "СПАСАТЬ".
Мысль проста: чтобы потом не спасать - лучше сегодня отреставрировать.
Моё мнение не претендует на лидирующее.
Реставрация нужна. Но как отметили выше, профессиональная!
Конечно в идеале, была бы история о реставрации. Кто, где, когда.
Но это уже мечты.
Ни кто НЕ будет выдавать своего реставратора.Тем у кого есть реставратор, лучше купить боны в хреновом качестве для реставрации за дёшево с последующей продажей за дорого.
Ни кто НЕ будет выдавать своего реставратора.Тем у кого есть реставратор, лучше купить боны в хреновом качестве для реставрации за дёшево с последующей продажей за дорого.
А должен ли в продавец в описании писАть ,,бона реставрирована,,или оставить на осмотр покупателю?
Ни кто НЕ будет выдавать своего реставратора.Тем у кого есть реставратор, лучше купить боны в хреновом качестве для реставрации за дёшево с последующей продажей за дорого.
А должен ли в продавец в описании писАть ,,бона реставрирована,,или оставить на осмотр покупателю?
Реставрировать НУЖНО! Вы ведь зубы чистите, чтобы они подольше прослужили? Реставрация - это прежде всего укрепление предмета. И даже если кажется, что предмет "крепкий", а "эти незначительные дырочки и надрывчики" его не портят, то всё равно лучше малыми средствами укрепить, чем потом в панике "СПАСАТЬ".
Мысль проста: чтобы потом не спасать - лучше сегодня отреставрировать.
А что собственно угрожало первой банкноте? Она уже достигла возраста и редкости, гарантирующего идеального отношения к ней. Её не сложат в четверо и не заснут в задний карман джинсов. Лежит она в пластике, лелеемая хозяином и никакой реставрации не просит.
Я очень далек от мысли, что реставрировали ее с целью сохранения. Подозреваю, что уважаемый Shipov взял фотографии с торговых площадок. То есть - кто то купил, подшаманил, продал. Цель человека была исключительно в получении прибыли, а не в каком то там желании спасти.
Покупатель, что в первом, что во втором случае, получает банкноту целостностью в 95%(примерно), но по разной цене. Разной, в десятки тысяч. За что он должен переплачивать? За добавленный современный материал? Ну так тогда ему проще сразу купить качественную копию и не париться.
Отдельным предметам, реставрация (незначительное вмешательство) может и была бы полезна, но это уже решать хозяину предмета, тому, кто хочет положить ее в коллекцию в том или ином виде. А в наших реалиях, боюсь, все сведется к простому предпродажному марафету. И, подозреваю, эта тема внесет свой вклад в легитимизацию таких тенденций.
Осмеюсь заметить, что так называемый "предпродажный марафет" существовал всегда. И от этого никуда не деться! Здесь же речь изначально идёт о реставрации стоящих того банкнот – надо или не надо? "Вот в чём вопрос", как говаривал Гамлет, принц Датский.
материал "отреставрированный" ; подрезанный, умытый, подклеенный.., совершенно не хочется держать в личной коллекции, а хочется избавиться как можно быстрее от подобного приобретения, если он туда когда-то попал по незнанию. Или в результате собственных экспериментов. И примеры, приведённые ТС, тому подтверждение . Знаки эти уже безвозвратно испорчены и честнее бы их у себя оставлять, на память, как личное недвижимое имущество. И как плату за науку Можно даже утилизировать, если нет сил на это унылое рукоблудство смотреть. Ибо - гремучий неликвид это.
Уж с этим неоспоримым фактом вряд ли кто будет спорить..?
Профессиональная же реставрация стоит особняком , стоит серьёзных денег ( чаще дороже, чем стоит сама боночка) и в каждом конкретном случае нужно смотреть, что там было и что получилось на выходе... Вот здесь уже рулетка. Как пример - удачная реставрации 1000$ у Алексея под грейд VF. Но это случай скорее уникальный.
Простой пример небольшой реставрации и самообмана. Человек из рязани думает , что "вылечил" билет, подклеив угол. А по-моему, этот колхоз только отпугивает вероятных покупателей. И без вмешательства он бы продал её быстрее. Особенно снизив ценник до реальных тысяч 15 рублей.
А что собственно угрожало первой банкноте? Она уже достигла возраста и редкости, гарантирующего идеального отношения к ней. Её не сложат в четверо и не заснут в задний карман джинсов. Лежит она в пластике, лелеемая хозяином и никакой реставрации не просит.
К сожалению, это хорошо звучит, но не работает. Кроме коллекционера есть еще и наследники. Это раз. А два - это сами коллекционеры, которые порой весьма небрежно относятся к материалу.
Возраст не гарантирует бережного отношения.
Я когда-то купил остатки коллекции известного одесского бониста. Вся Империя была запаяна в целофан. Некоторые банкноты были запаяны так, что целофан схватился сквозь бумагу и прикипел к ней.
Многие я вытащил из этого карцера сразу. Над некоторыми сидел по несколько дней, аккуратненько скальпелечком и иголочками подрывая целофан, милиметр за милиметром поднимая его и высвобождая бумагу. А некоторые банкноты так и оставил, не представляя, как их можно без потерь вытащить. А запаял их весьма известный местный коллекционер! Авторитет! И, видимо, ему это казалось прекрасной идеей!
А что собственно угрожало первой банкноте? Она уже достигла возраста и редкости, гарантирующего идеального отношения к ней. Её не сложат в четверо и не заснут в задний карман джинсов. Лежит она в пластике, лелеемая хозяином и никакой реставрации не просит.
Я когда-то купил остатки коллекции известного одесского бониста. Вся Империя была запаяна в целофан. Некоторые банкноты были запаяны так, что целофан схватился сквозь бумагу и прикипел к ней.
Лёш, ну ты как-нибудь помягче, что ли, всё это изложил-то. У меня сердце прямо кровью обливается!
Я когда-то купил остатки коллекции известного одесского бониста. Вся Империя была запаяна в целофан. Некоторые банкноты были запаяны так, что целофан схватился сквозь бумагу и прикипел к ней.
Опять подтверждаете мою теорию, Алексей. Ну нельзя у профессионалов рынка ничего покупать за сурьёзные деньги! От слова "Совсем"
Исключения , пожалуй два. Когда этот самый "профессионал" срочно распродаёт корешок и просто физически не успевает "поработать" с материалом. И второе исключение. Когда альбомчик принесёт в лавку к вам "наследница" известного бониста и отдаст с радостью тыщ за 15.. рублей, как в летней теме с вашим другом случилось из Новосибирска [Скрытый текст]
Вспоминаются два недавних случая нелепой реставрации.
Цель получение как можно больше прибыли. Итоги видно на фото.До и после. Искажение исторической первозданности, дорисовка вымышленных росписей ,номера и т.д. Ушлёпки сделали залепуху и впарили её подороже ради наживы.
Самое печальное , что фамилия Грусланов Владимир Николаевич стёрта.
А ведь этот человек был собиратель старины(прошедший три войны)
обладатель полного банта Георгиевских крестов, очень много передал безвозмездно экспонатов в музеи сохраняя историю России.
Мне не нравится реставрация в любом виде.
Я против реставрации.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете присоединять файлы в этом форуме Вы можете скачивать файлы из этого форума