закрыть
Имя:
Пароль:
Автоматически входить при каждом посещении:
Альбомы для банкнот Kammer
История гривны в курсовых колебаниях

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Бонистика-Клуб -> Бонистика -> Банкноты Украины
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Член Клуба с 2004г,
Сообщения: 3617
Репутация: 142
Доверие: 56
Сообщение Добавлено: Чт Авг 18, 2016 17:27 pm    

Интересная статья с хорошо проработанной инфографикой. Будет полезна всем, кто коллекционирует украинскую валюту:

[Скрытый текст]
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ответить
Член Клуба с 2015г,
Сообщения: 744
Репутация: 52
Доверие: 22
Сообщение Добавлено: Ср Авг 24, 2016 12:52 pm    

Добавлю в плане истории пару интересных статей Smile ДА!

Деньги Украины, которыми мы сейчас пользуемся, оказывается, могли быть совершенно иными. Из-за вмешательства некомпетентных людей портреты выдающихся личностей на украинских гривнах вышли далекими от оригинала. Как создавались гривны, находящиеся сегодня в обращении? Это целая история, новейшая история создания украинских денег. Об этом рассказывают их создатели – художники Борис Максимов и Василий Лопата.
Когда был путч, я думал: а не свернуть ли это дело?
— В начале 1991 года мне позвонил Василий Иванович Лопата, — рассказывает Борис Максимов. – У него были хорошие связи. Его считали даже придворным художником. Он знал мои руки. До этого я занимался товарным знаком и работал в Торгово-промышленной палате. Звонок Лопаты был для меня полной неожиданностью. Как оказалось, было приглашено человек двадцать графиков.
Им дали задание приступить к работе над гривной и через месяц встретится. Курировал эту акцию Владимир Пилипчук. Через месяц мы принесли на рассмотрение законченную 5-гривневую купюру. Все это было экспромтом. И получилось так, что 11 мая, в день моего рождения «на ковре» в Верховном Совете (были Кравчук, Плющ, Гринев, Заяц) Леонид Макарович сказал, глядя на нашу купюру: «Это будем делать». После этого было выдано задание на весь ряд.
— А ведь еще был Союз?
— Совершенно верно. Когда был путч, я как раз сидел над гривной и думал: «А не свернуть ли это дело и спрятать?» Кстати, десятку с Мазепой и 50 гривен с Грушевским разрешили делать только после путча. Знаете, какое было отношение к этим личностям. Когда весь материал был готов, Канадская банкнотная компания забрала его в сейф. И в октябре 1991 мы поехали работать в Канаду. Там, кстати, и за независимость проголосовали. Был создан цветовой код серии, композиция, специальный шрифт, в котором староукраинские элементы объединились с простотой прочтения, чтобы любой бабушке было понятно.
Все делали вручную
— Слышал, шли споры, какой портрет Шевченко ставить на 100-гривневую купюру: в шапке и кожухе или в сюртуке, «по-интеллигентному»?
— Да. Василий Иванович нарисовал потрясающий портрет Шевченко. Но приняли решение дать его в шапке. От нас не зависело. (Тут в разговор вмешивается жена Бориса Николаевича, Ирина: «Шевченко ведь академик был! Это же не просто дядько в жупане. Думаю, реже всего он ходил в кожухе»).
— Почему уехал Лопата?
— Даже не могу ответить на этот вопрос. Может, влияние супруги – у нее родственники там были. Он мне неоднократно звонил до отъезда, жаловался на отсутствие работы. Лопата работал в технике линогравюры и говорил, что это искусство в Украине находится в упадке. Конечно, раньше в Киеве работало столько издательств, дававших заказы на иллюстрации. А теперь…
— Как вы делали работу?
— Участие Василия Ивановича – портреты исторических деятелей и виды архитектурных памятников на обороте купюры. Мое – все остальное.
— А ведь разработаны еще и монеты?
— Они тоже забрали много времени. Очень долго решали, как их назвать. Предлагали сначала «шагом», но решили копейкой. Монеты выполнены один к одному по нашему замыслу. Я был просто потрясен, когда увидел их по телевизору. Я очень много делал подобной продукции, когда работал в торговой палате – медали, жетоны, значки. Видимо, этот опыт пригодился.
— Все купюры пошли в серию?
— Нет. Уже после возвращения из Канады были заказаны 500 и 1000 гривен. Самые красивые. Это и естественно. Мы рисовали их, набив руку. Не торопясь. Было время.
Чтобы понять сложность работы, расскажу, что в Канаде родилась идея создать сувенирные буклеты. Но даже Канадская банкнотная фабрика не имела серьезной компьютерной системы. Пришлось в Оттаве обратиться в солидную компьютерную фирму. Но там один час работы стоит 10 тысяч долларов. Поэтому все пришлось делать вручную – с сохранением особенностей банкноты один к одному. И так каждую купюру. Но пока, как говорится, «велика подяка»
— С вами заключали договор на работу?
— Вы знаете… (Глубокий вздох. Пауза.) Вопрос, конечно, щекотливый. Дело в том, что, получив такое задание, в то время никто не думал ни о договоре, ни о деньгах. Или мы так воспитаны советским временем, что «вначале думай о родине, а потом о себе», или… К сожалению. И до нас не доходило даже, что на таком высоком уровне может встать такой вопрос. Мы думали, что он решится сам по себе. Но когда пытались выяснить это в Канаде, то тамошнее симпатичное руководство, открыв бумаги, посмотрело и сказало: «А вас здесь нет». И потом уже Василий Петрович Гетьман вмешался, будучи несколько раз в Канаде — за те три месяца, что мы там работали, как бы немножко поддержали небольшим гонораром. А в Украине мы этот вопрос не поднимали, потому что сами видите, какое время было.
— Получается, вам ничего не заплатили за эту работу?
— Ну, я бы не хотел этот вопрос затрагивать…
— Но почему!?
— А может, она не вводилась бы…
— Ну и что! Заказчик дает работу! Это же не дружеский шарж на президента рисовать!
— Но это сейчас мы можем так поставить вопрос. А тогда мы думали, что он решится сам собой. За дизайн монет нам вообще ничего не заплатили.
И не узнал дизайнер дело рук своих
Для Максимова и Лопаты работа над гривной завершилась в начале 93-го года. После этого менялись правительства, президенты, руководство Национального банка. Сам Борис Максимов увидел гривневые купюры, которые собирались пустить в оборот, на экране телевизора. Он не узнал две из них: 50-ти и 100-гривневую.
Это была совершенно не их с Лопатой работа: «Я ахнул. Сидел, чуть не плача. Когда сделали весь ряд, и вдруг из ничего что-то вынуто и на том же материале перекомпоновано… Обидно, если будет критика… На базе наших элементов сверстаны кем-то композиция и дизайн. Я считаю, что нарушен весь ряд и тот творческий замысел, который не так просто дался».
Сравнив предоставленные в редакцию образцы гривны с тем, как это задумывалось, ахнул и я. С сотенной купюры вместо интеллигентного, тонко прорисованного Шевченко смотрел на меня какой-то грубо намалеванный дядько с мутным взглядом, смахивающий на махновца в кудлатой шапке. Вместо руки мастера – грубый бездарный шарж.
Для Грушевского задумывалась купюра красного цвета, с элементами, присущими советскому монументальному стилю, чтобы отразить трагичность эпохи, в которую жил первый украинский президент. Увы, от этого замысла не осталось и следа. По словам Бориса Максимова, кто-то неизвестный вставил розетки от купюры, которая первоначально предполагалась для Леси Украинки. Поэтому на 50-гривневой купюре рядом с Грушевским красуется композиция в духе «Лісової пісні». Действительно, как в лесу живем, по законам джунглей.
Те же купюры, которые вышли из-под руки Максимова и Лопаты, – единица, двойка, пятерка, десятка – производят впечатление. Совсем потрясающе смотрятся проекты 500 и 1000-й купюр, которые не пошли в серию. Жаль, что замысел талантливых авторов оказался изуродованным.
Гривна получилась не такая из-за вмешательства посторонних людей
После публикации в «Ведомостях» интервью с художником Борисом Максимовым в адрес редакции пришло письмо из Америки, которое написал Василий Лопата, тот самый художник, о котором говорил в своем интервью Борис Максимов. Именно Василий Лопата является автором рисунков на украинских деньгах.
«Дорогая редакция! Я долго раздумывал, прежде чем взяться за ручку, ибо это письмо ставит меня в унизительное положение невинного человека, который вынужден оправдываться. Но все-таки я хотел, чтобы ваша газета дала и мне возможность высказать свою позицию. Ведь Борис Николаевич во многих высказываниях грешит против правды.
В интервью Борис Максимов говорит: «В начале 1991 года мне позвонил Василий Иванович Лопата. Он имел хорошие связи. Его даже считали придворным художником». Хочу спросить у него, на каком основании он дает мне такую характеристику? При каком дворе я служил, чьею рукой был обласкан, какие посты занимал, что получил (дачу, машину, квартиру), какие придворные наказы выполнял? Я думаю, что он не сможет ответить, ибо это сознательная ложь: ведь Максимов хорошо знает, как я жил и работал.
Когда я получил приглашение участвовать в конкурсе на создание эскизов украинских денег, я работал уже более 25 лет. Тема моих работ, начиная со времени обучения в Киевском художественном институте, — история Украины. Я делал иллюстрации к произведениям Ивана Франко, Леси Украинки, к украинским думам, балладам, песням, сказкам. К «Слову о полку Игоревом», наконец – «Кобзарь» Тараса Шевченко, над которым я работал почти 5 лет и сделал около 150 гравюр… Я не могу не сказать без гордости, что никогда, даже ради хлеба насущного, не делал портретов вождей и других конъюнктурных работ.
Меня пригласили участвовать в конкурсе вместе с такими известными художниками, как О.Данченко, В. Чебаник, В. Юрчишин, В. Перивальский, С. Якутович. Эта группа художников вместе с комиссией Верховной Рады Украины определила задачи и конкретные темы, которые должны были отображаться на купюрах.
Был март 1991 года. Еще существовал СССР. И нужно отдать должное мудрости и смелости Леонида Кравчука, который взял на себя ответственность за такое смелое решение. Ведь до 24 августа было еще полгода. Он определил сроки изготовления эскизов: с 28 апреля по 11 мая. Как видите, сроки были очень сжатыми.
И вот 27 апреля 1991 года я пригласил Бориса Максимова для изготовления дизайна купюр, зная его руки, как он сам говорит. По качеству, тщательности и быстроте дизайнерской работы он действительно мастер.
Да, он хорошо выполнил свою часть работы, которую скромно назвал «все, кроме портретов и видов архитектурных памятников»… На вопрос о причинах моего временного отъезда в США не сказал главного – о моей прогрессирующей болезни. Я, по его словам, уехал из-за неуплаты мне гонорара за работу над гривнами (такое, к сожалению, было и раньше). Это абсолютно не соответствует действительности. Более того, моя профессиональная потребность морально и материально буквально выпихивала меня с родной земли…
Хочу добавить несколько слов и о своем участии в создании гривны. Была проведена большая придирчивая работа по изучению истории, материальной культуры, орнаментики. Хотелось сделать гривну чисто национальной, наполнить ее информацией об Украине, которую в мире, к сожалению, знают очень плохо.
Особое внимание, естественно, уделялось портретам. Каждый из них делался в нескольких вариантах. Я столкнулся со многими трудностями: прижизненных изображений князей нет, все портреты Ивана Мазепы противоречат один другому и т.д. Тут мне помогли своими советами прекрасные ученые-патриоты М. Байчевский, С. Высоцкий, П. Толочко, а также Л. Танюк, П. Мовчан, В. Яворивский, Д. Павлычко, И. Заец. Всем им я очень благодарен.
С болью и горечью смотрю на портрет Тараса Шевченко на нынешней 100-гривневой купюре. И не потому, что это не моя работа и что он в шапке и кожухе (несмотря на свое звание академика, сам Тарас Григорьевич последовательно формировал свой образ народного поэта не только своей поэзией и гражданской позицией, но и внешним видом. В 1859-1860 гг. он фотографировался и изображал себя на многих автопортретах именно в кожухе и шапке). Просто это не Тарас по всем характеристикам!
К сожалению, и мои портреты также вышли далекими от оригиналов. Но так будет всегда, если посторонние некомпетентные люди будут вмешиваться в работу художника, будут мешать воплощению авторского замысла и даже изменять уже утвержденные оригиналы.
Мне стало это понятно еще во время работы в канадской фирме, где печатались гривны. Надо было как-то этому помешать. Были письма в комиссию ВС, после возвращения – обивание порогов президентской приемной. Но никого уже это не интересовало. Не приняли. Не выслушали. Не помогли. Поэтому мы «маємо те, що маємо».
Посылаю вам копии портретов для сравнения с теми, что на нынешних купюрах. Прошу вас, по возможности, их опубликовать. Хотя бы для того, чтобы реабилитировать себя перед людьми.
Я был в Украине и сердцем, и моими мыслями, воспоминаниями и мечтами. Я продолжаю работать в США, но все мои работы – об Украине и для нее. И дай Бог мне возможность возвратится домой и… успеть сделать то, что мне было Им предназначено. С глубоким уважением Василий Лопата. Сан-Франциско».
По материалам «КВ» подготовил Иван Климов


Последний раз редактировалось: Бьёрн (Ср Авг 24, 2016 12:56 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ответить
Член Клуба с 2015г,
Сообщения: 744
Репутация: 52
Доверие: 22
Сообщение Добавлено: Ср Авг 24, 2016 12:53 pm    

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НАРИСОВАЛ ГРИВНЮ

Мы живем в весьма оригинальной державе. Ну где еще, скажите, художник, создавший национальную валюту, до сих пор не получил за это не то что гривни авторского вознаграждения, но и копейки? Которую он, кстати, тоже нарисовал...
Визитка с княжими усами
Этот художник любит пошутить о том, что его визитная карточка в кармане у каждого в Украине. Почему? Полагаю, не выдам теперь большого государственного секрета: да, это он, Васыль Лопата, - автор самого первого выпуска национальной валюты. О чем, правда, мы и не догадываемся, так как на гривнях не ставится автограф автора, а лишь подпись главы Нацбанка.
Впрочем, знакомые находят, что князь Владимир на одной гривне весьма смахивает на автопортрет самого Васыля. На порядком надоевший вопрос он привычно отшучивается цитатой из книги «Художник в зеркале медицины» Антона Ноймара: мол, улыбка Джоконды - это и улыбка Леонардо, уже полтысячи лет он посылает воздушный поцелуй всему миру. То бишь и художник, как и писатель, вкладывает в героя что-то свое, личное. И часто - подсознательно.
Как все начиналось
Малиновый звоночек с верхов прозвенел у художника дома, на Оболони. Вызывали в Верховную Раду. Чего это вдруг? - Там узнаете.
В одном из кабинетов - ба, знакомые все лица - собрали для чего-то элиту украинской графики - народного художника А.Данченко, В.Перевальского, В.Чебаника, С.Якутовича (все как один - заслуженные деятели искусств), В.Юрчишина, тоже со званием - заслуженный художник, да вот его - В.Лопату. Представили и научного консультанта - кандидата искусствоведения С.Билоконя, известного знатока украинистики. Мягко предупредили: разговор не должен выйти за эти стены. И «озадачили»: начинаем работать над нашей национальной валютой. Впрочем, не просто озадачили (без кавычек), а скорее огорошили. Ведь речь шла о непременном атрибуте независимого, суверенного государства, а на календаре истории было еще пять месяцев до ликвидации СССР...
Никаких подписок о неразглашении не брали. Да Лопата и сам умел хранить государственную тайну, к которой оказался внезапно причастен. Когда ему позвонит по междугородке из Москвы некто, представившийся сотрудником КГБ СССР: правда ли, что он разрабатывал украинскую валюту? - Васыль ответит без паузы:
- Первый раз об этом слышу.
А сам услыхал в трубке недовольное сопение. А затем как обухом:
- А у меня на столе копия ваших эскизов...
Реагировать надо было тоже молниеносно:
- А вам не кажется, что это чья-то первоапрельская шутка?
Что ж, история гривни действительно начиналась в апреле. В апреле 1991-го За пять, повторим, месяцев до «Лебединого озера» имени ГКЧП. Срок исполнения секретного задания в виде первичного варианта эскиза установлен был фантастический - неделя. И ни дня больше.
Нечто мемуарное
Ну а если без шуток, то Васыль Лопата давно уже известный украинский график с солидными званиями - заслуженный художник Украины, лауреат еtс. Однако помню его без, так сказать, академических седин, кип гравюр, украсивших такое множество книг, что им требуется теперь не одна библиотечная полка.
Ученик мастерской академика В.Касияна - в институте и М.Дерегуса - в мастерских Академии художеств СССР (приравнивалось к аспирантуре) стал заметной фигурой в украинском изобразительном искусстве. Благодаря собственным талантам, фантастической работоспособности и филигранной технике. Ныне в любой энциклопедии по искусству вы увидите, сколь весом его творческий урожай. Графические серии «Жизнь и творчество Г.Сковороды», «Слово об Игоревом походе», «Украинские народные песни и думы», гравюры к произведениям Леси Украинки, Гоголя, Гончара, драме «Маруся Чурай»... Но самую большую славу по праву заслужил главный мотив его жизни в искусстве - 150 утонченных, музыкальных по линии и композиции гравюр на шевченковские темы. Именно за них его увенчают главной художественной премией страны - Шевченковской.
С девяносто четвертого мастер работает в Сан-Франциско (США), куда художника-книжника выбросили свертывание книгоиздания в Украине, отсутствие работы да, собственно, спроса на его талант, на то, что он умеет и умеет так, как дано далеко не каждому.
Конечно же, он привез с собой целую пачку новых работ, которые мы тут же разложили по всем столам. Ну, каким же ты стал, Василько, там, в заокеанских далях?..
Творческий и жизненный путь привел его к новому, высшему витку - христианской тематике. Появилась целая серия напряженных, драматических гравюр «Крестный путь Украины», где каждый лист назван строкой из Библии и пронизан болью. В Риме, в Украинской Папской коллегии, Васыль создал историю украинской церкви в портретах - галерею киевских и галицких митрополитов всех времен. А как бы в продолжение ее - серию украинских святых. Особняком стоит один портрет, спечатанный с досок в мягких зеленовато-золотистых тонах, - папы римского Иоанна Павла II.
Все это издано в том же Риме. В виде богатого, многокрасочного альбома формата ин-фолио и такой толщины, что съела вместе с награвированными досками существенную часть веса багажа, дозволенного к перевозке на «Боинге».
Ну а как вообще живется ему там? Обычно улыбчивое лицо художника мрачнеет.
«А-а... Работ почти не покупают. А платить за квартиру, за медицинскую страховку? Регина тянет на себе всю семью. Семь дней - с девяти до девяти, без выходных и отпуска...»
Рождение гривни
Словом, к работе над гривней он был подготовлен полностью всем своим предыдущим творчеством. Чтобы уложиться в неимоверно короткий срок, привлечет дизайнера Б.Максимова выполнить для общего своего замысла некоторые декоративные элементы, шрифт. О чем позже горько пожалеет. В его отсутствие Максимов начнет игры вокруг уже созданных банкнот, будет, как нынче выражаются, качать права. А Лопату обзовет даже «придворным художником». Это глубоко заденет Васыля. В интервью-ответе он опубликует даже фотографию родного гнезда - старую «шевченковскую» хату под стрехой, где до сих пор живет его девяностолетняя мать. И добавит в сердцах: «Вот двор, которому я всегда служил».
Ровно через неделю его первичный эскиз гривни был готов. Крепкая компоновка с портретом Шевченко на середине купюры, шрифт, декор - все было продумано. Коллеги же представили лишь самые общие наброски. Принимали и оценивали эскизы сразу две комиссии Верховной Рады: по вопросам экономической реформы и управления народным хозяйством (председатель В. Пилипчук) и по вопросам культуры и духовного возрождения, возглавляемой Л. Танюком. Обсуждение тянулось долго, а при голосовании оказалось: вариант В.Лопаты признан лучшим. Единогласно. Когда же все эскизы передали на рассмотрение президиума, Л. Кравчук, не знавший, кстати, результатов голосования, уверенно указал на его эскиз:
- Этот.
Много споров вызвало название безымянной еще новой валюты. Предлагалось одно время даже... «украинский доллар». Мол, почему бы и нет? Есть в конце концов канадский доллар, австралийский и даже сингапурский? Лопата был против.
- Мы не безотцовщина! - горячился он. - Конечно, неплохо бы унаследовать у доллара стабильность, но по форме он безнационален. А у нас есть сугубо украинские традиции.
Вспоминали княжеские серебряные монеты «Владимир, а се его серебро», «Ярослава серебро». Золотых от Владимира сохранились в мире всего две - одна в Киеве, вторая в Париже. Рассматривали нарбутовские гривни УНР (классические оригиналы большевики без жалости предали огню). После долгих дискуссий, весьма горячих, новорожденной украинской валюте решили вернуть исконное имя, подчеркнув тем самым преемственность создаваемого заново государства от Киевской Руси и УНР.
А были ли у киевских князей бороды?
Васыль Лопата - человек весьма дотошный, когда речь заходит об исторических реалиях. Трудно и подсчитать, сколько же он перелопатил (простите за невольную игру слов) летописных, иконографических и исторических источников, прижизненных портретов, воспоминаний современников, прежде чем взяться за тушь-перо или штихель. Когда он приступит к обдумыванию портрета князя Владимира для одной гривни, то очень скоро поставит под сомнение традицию, в которой изображался креститель Руси. На барельефе, скажем, на дверях Владимирского собора в Киеве у него дремучая, словно у московских бояр, борода. Ну и что? На прижизненных монетах князь ведь безбород, с длинными усами. В навязывании стереотипа художник уловит тенденцию: на протяжении веков Москва хотела «приватизировать» и нашу древнюю историю, и ее главных персонажей.
И Васыль ищет, ищет. Благо к его поискам с полным пониманием отнесся тогдашний председатель Нацбанка В.Матвиенко, сам человек творческий -поэт, песенник. Крест на сомнениях поставил греческий ученый Лев Диакон, оставивший в своей хронике описание отца Владимира - князя Святослава, которого видел своими глазами при встрече с византийским императором: «Он был невелик ростом, но силен, широк в плечах; лицо его сурово и недобро, нос приплюснутый, глаза синие, брови густые, усы длинные и взъерошенные, борода (sic!) бритая, а голова острижена, только длинный чуб висел на макушке; в правом ухе - дорогая сережка». Васыль просто задохнулся от находки: ну чем не запорожский казак в описании его любимого Гоголя?! Но все еще боялся поверить своей интуиции, пока окончательно его сомнения не развеял известный и в свое время гонимый властями историк Браичевский: - Бороды начали носить лишь внуки Ярослава Мудрого.
Множество дискуссий вызвала и обратная сторона купюр. Сперва предлагалось чисто пейзажное решение - ландшафт региона, где жил и дествовал исторический персонаж. Потом заговорили о сюжетных композициях. Лопата успел даже выполнить их две - «Казаки в дозоре» и «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев». Но и от этого отказались - в пользу более ясных и понятных архитектурных пейзажей. Хотя не уверен, что все нынешние пользователи гривен, кто, конечно, не разбирается в тонкостях давней истории, понимают, почему, например, на обороте одногривенной купюры изображены руины Херсонеса под Севастополем. Для Лопаты же сомнений здесь не было: в Херсонесе (по-славянски - Корсуне) будущий креститель Руси был сам крещен по православному обряду в церкви Святой Софии.
Личности «сомнительные» и бесспорные
Купюра в 5 гривен с Б.Хмельницким выполнялась первой. Поначалу Лопата планировал только ею и ограничиться, а остальные раздать другим художникам в утвержденной и по персоналиям, и по художественной форме денежной серии. Но первым отказался, ссылаясь на возраст и хворь, самый именитый - А.Данченко. За ним - и другие, видя, вероятно, насколько это канительное не только творчески, а и по увязкам-утряскам дело. И Лопата остался один. Наедине со всеми трудностями и сложностями.
Когда на 10 гривнях он предложит изобразить гетмана Ивана Мазепу, Л.Кравчук воспротивился:
- Хлопцы, не будем дразнить гусей.
Его опасения были понятны: со времен Петра Первого Мазепа считался предателем, авантюристом. Русская церковь предала его анафеме, хоть никаких преступлений против церкви он, ревностный христианин, не совершал. Наоборот - обустроил в Киеве Лавру, собственным коштом построил немало храмов. А все «преступление» опального гетмана состояло в том, что он страстно желал государственной независимости своей многострадальной родине. Да, еще только предстояло очистить его доброе имя от многовековой скверны.
И Лопата на свой страх и риск примется в мастерской за портрет. А когда в один прекрасный день - после ГКЧП - из Нацбанка позвонят: «Делайте портрет Мазепы», он с радостью крикнет в трубку:
- А он у меня готов!
А с Михаилом Грушевским разве было просто? Выдающийся наш историк, академик, голова Центральной Рады, а позже и первый президент УНР, он также будет низведен большевистской пропагандой до положения «буржуазного националиста», «лжеученого», «ярого врага советской власти». Но и эту банкноту, в 50 гривен, В.Лопата сделает, поместив на обороте гравюру Педагогического музея на Владимирской, в помещении которого заседала Центральная Рада.
Вот с признанными классиками литературы особых хлопот не возникло: на 20 гривнях - Иван Франко (на обороте Львовский театр его имени), а на самой дорогой, сотенной, - конечно же, Тарас Шевченко.
- А на другой стороне - Верховная Рада, - тоном, не терпящим возражений, сказал Л.Кравчук. - Тут будет осуществляться то, о чем великий Кобзарь мечтал.
Увы, все будет не так, как замышлялось...
Для 100 гривен художник создал яркий портрет поэта - ясноглазого, большелобого, вдохновенного. Одет по-европейски, с галстуком. А чтобы связать воедино с оборотом, Верховной Радой, закомпонует рядом такой текст: «Верховная Рада Украины провозгласила независимость Украины и создание самостоятельной Украинской державы 24 августа 1991 года». Но эту нарядную, выразительную банкноту мы так никогда и не возьмем в руки... Утвержден будет и его эскиз 200 гривен с Лесей Украинкой и старинным Луцким замком на обороте. В качестве резервной. Побаивались, видимо, инфляции гривни. Купонокарбованец, бедняга, в то время катился и катился вниз, на нем дорисовывали новые и новые нули. Пока все мы, все 50 миллионов, в Украине сущих, не стали государством сплошных миллионеров.
В канадской фирме Но как бы там ни было, а гривня уже родилась - в художественных оригиналах. (Позже Лопата предложит Нацбанку еще две банкноты: номиналом в 500 гривен с князем Данилом Галицким - на мой вкус, самую удачную, и в 1000 гривен - с митрополитом Петром Могилой на фоне Киево-Могилянской академии. Но его идея поддержана не будет.) А сам Васыль в обстановке секретности собирался в поездку в Канаду. Потому что вокруг заказа на ее изготовление, большого и выгодного, разгорелась острая конкурентная борьба. Там пересеклись интересы и американцев, и канадцев, и швейцарцев, и англичан. Ну а самым большим и действительно нешуточным государственным секретом был, понятно, срок выпуска новых денег в оборот. За океан Лопата отправлялся без всякого контракта или авторского соглашения, которое бы юридически защищало его права. Позже я спрошу его: как же можно было пустить все на самотек, полагаясь лишь на слово? Васыль ответил вопросом на вопрос:
- А ты настаивал бы на бумагах, если первое лицо государства, Кравчук, похлопал тебя по плечу, говоря банкирам и депутатам: «Хлопцы, хорошо вознаградить Васыля не забудьте»?
Кто знал, что у «хлопцев» память окажется короткой? А Васыль к тому же был тогда беззаботно счастлив: - Разве каждому художнику выпадает честь рисовать валюту своей родины? Да что там художнику - не каждому поколению художников!
Командировочных ему, правда, тоже не дадут. В Канаде поселят почти в монашеской келье, кормить будут каким-то монашеским супчиком. Но Васыль не унывал: в голодном послевоенном детстве и не к такому привык.
Canadian Bank Note Соmраnу (она и выиграла борьбу) оказалась респектабельной фирмой, уже отпраздновавшей свой столетний юбилей. На бумаге и красками собственного изготовления, с использованием самых совершенных из современных полиграфсредств, с высокой степенью защиты там печатались денежные знаки, облигации, ценные бумаги для международных банков многих стран - США, Бразилии, Мексики и др.
Срок для печатания денег Нацбанк поставил снова фантастически короткий - пять месяцев. Компании пришлось перейти на аварийный режим: семидневка без выходных, 24 часа работы в сутки. В таком же режиме довелось работать и прибывшему из Украины автору и его здешнему виртуозного мастерства помощнику Иву Бари.
Профессия гравера ныне редкостная, штучная, в мире настоящих ее мастеров можно пересчитать по пальцам - в США, Англии, Швейцарии, Германии, а здесь, в Канаде, это Ив Бари. На родине он прославился тем, что награвировал портрет английской королевы Елизаветы II на канадском долларе. Однако собственных, авторских, работ он не делает, а гравирует по оригиналам других художников.
Сроки давили. Ив один не справлялся с такими объемами, и фирма выписала из Англии второго гравера - известного мастера Элена Бенкса. Ему и поручили гравировать портреты Богдана, Мазепы и Франко.
Загадочные странности
Начало последующих и весьма странных событий, которые сам Лопата назовет метаморфозами гривни, позже он свяжет с появлением в канадской фирме нардепа Швайки. В потертом, советских еще времен портфеле с двумя замками тот привезет какие-то загадочные полномочия и будет вести секретные разговоры с президентом компании Джоном Р.Арендсом. А на прямой вопрос Васыля, когда же ему наконец выплатят командировочные, успокоит:
- Получишь, получишь. Все договорено.
- Надоело месяцами жить на супчике без копья в кармане. После его отъезда Лопата какое-то время еще прождал вызова в кассу, а затем вынужден был пойти на прием к Арендсу.
- Никаких распоряжений из Киева не поступало, - сказал тот.
Ладно, перетерпим и это. Тем более что огромную работу завершали с успехом.
Дома, переполненный впечатлениями, радостью встречи с семьей, художник сначала не придал значения тому, что в киевской прессе, словно по команде, начали вдруг появляться статьи, где канадскую фирму принялись критиковать за недостаточную будто бы защищенность наших денег. Произошли и изменения в руководстве Нацбанка, и купюры перед тиражированием подписывал не начинавший работу и благоволивший к Лопате В. Матвиенко, а В.Гетьман. А дальше в прессе в противовес канадской стали дружно нахваливать английскую фирму. Мол, заказ на самые ценные из гривен следовало бы изъять у Канады и передать Англии.
- Честно тебе скажу, - вспоминает Лопата, - пока это меня не насторожило. Технология денег во всех фирмах почти одинакова. Эскизы мои... нет, это уже собственность Нацбанка - ведь подготовлены к печати? А дальше - дело техники. Эх, знал бы я...
Когда Лопата увидит английский вариант 20 гривен с Иваном Франко, он переживет шок. Оригинал его, утвержденный во всех парламентских инстанциях, кто-то неизвестный грубо перемалевал на свой лад. С купюры полусонными глазами смотрела некая флегматичная личность, а никак не Вечный революционер. Грубые ошибки рисунка, абсолютный непрофессионализм: срезан слева череп, обратная перспектива линии глаз и губ. Чепуха какая-то! А уж на водяном знаке и вовсе портрет «неведомой зверушки»...
Он бросился во все инстанции. «Что произошло?! Ведь в Канаде с оригинала напечатаны нормальные купюры!». Пожимали плечами, отделывались недомолвками. «Почему вдруг Англия? И кто это намалевал?». Намекали даже на некую государственную тайну и отводили глаза. Он так и не получил ответа на свои вопросы до сих пор. Ни одной причины, ни одного имени.
Дальше - больше: 50-гривенной купюры и не коснулась рука художника: с далеко не самой удачной фотографии М.Грушевского, переведенной на банкноту, смотрел простенький дедок-пасечник в очках и с длиннющей бородой «а-ля дядька Черномор». И это такой написал 10 известнейших томов «Истории Украины-Руси», был первым президентом УНР?! А на обороте отнюдь не Педагогический музей, а утвержденное протоколом парламентской комиссии для совсем иной, «шевченковской», купюры здание Верховной Рады. «Кто-то так спешил, - говорит художник, - с этой Англией, что отослал туда для гравировки просто фото с высоты птичьего полета, где на первом плане лучше всего просматриваются вентиляционные трубы на крыше».
Но самый болезненный удар - стогривенная купюра, та, что в канадском исполнении выглядела особенно нарядной. Авторский замысел изуродован до неузнаваемости: и следа не осталось от композиции, на обороте почему-то опять, вторично, - Софийский собор, будто авторы «новаций» в глаза не видели двух гривен, где он уже был напечатан. А сбоку прилеплен еще и памятник Владимиру. И в каком ракурсе - со спины! А портрет, портрет... Один из киевских газетчиков, сравнивших его с Лопатиным оригиналом, писал о нем так: «Ахнул и я... Вместо тонко прорисованного Шевченко смотрел на меня какой-то грубо намалеванный дядька с мутным взором, напоминавший махновца в мохнатой шапке. Вместо руки мастера - грубый, бездарный шарж».
И все же в обивании порогов какой-то результат появился. Для авторского надзора Лопату решили откомандировать в Англию, на фирму «Томас де ля Рю», подготовившую к печати 200-гривенную купюру с Лесей Украинкой. Перед тиражированием ее должен был подписать В.Гетьман. Пред его ясные очи и вызвали Лопату - высказать свое мнение. И он его высказал...
С горечью он увидел, что произвол в английском исполнении продолжается. Какой уж тут авторский надзор? От его замысла не осталось камня на камне. В.Гетьман не смог внятно объяснить, что же произошло на самом деле, но пообещал дать команду все исправить. А в конце аудиенции, к удивлению Лопаты, попросил нарисовать Лесин портрет и пейзаж с замком, будто бы тот давным-давно не передал их Нацбанку...
Не полагаясь больше на помощников и секретарш, Лопата передаст повторно выполненные оригиналы Гетьману из рук в руки.
Для командировки в Англию была уже получена виза, заказаны авиабилеты, но поездку Нацбанк внезапно отменил. Может, убоялись, что уязвленный автор что-то лишнее там раскопает? - предполагает Васыль. Ни судьба банкноты, ни судьба этих повторных рисунков художнику до сих пор неизвестны. И у Гетьмана теперь, увы, не спросишь.
Такая вот странная, загадочная история. Боль художника и по сей день.
Финал.
А может, все-таки не финал? Я спросил у Васыля: а поинтересовался ли он в Канаде, сколько там, на диком Западе, платят художнику за подобную работу. - Да где-то тысяч до сорока «зеленых». За одну купюру.
Я присвистнул. Ведь нарисовал их Васыль восемь. Целую серию!
- Да ты что?! Я и не рассчитывал никогда на такую сумму. Но чтоб ни копейки...
В прошлый свой приезд он добился аудиенции у главного банкира страны Виктора Ющенко. Понимая, что с причитающимся авторским вознаграждением дело туго («Не судиться же мне с моей державой?»), Лопата предложил компромисс: пусть Нацбанк взамен профинансирует издание альбома о его творчестве. Улетал он в Сан-Франциско полный надежд:
- Пообещали! До встречи в том году с альбомом в руках!
Он снова прилетел домой в этом июне. И конечно, с альбомом точно так же, как... Впрочем, не повторять же всю историю сначала.
Приехал он не с пустыми руками. Привез рукопись, где решился наконец объясниться насчет странной истории с гривнями. А главное - привез макет роскошного подарочного издания «Тараса Бульбы». Да, собственно, полностью сделанную вручную книгу - в супере, с компьютерным набором текста, с несколькими десятками разворотных, очень «гоголевских» иллюстраций, со знаменитой Тарасовой люлькой, пластически проработанной по декору так, словно это маленькая планета. Издатели охают да ахают и - разводят руками:
- Денег на такое издание нет.
Он обошел уже всех издателей в Киеве, на которых когда-то работал. Ни одного заказа. Как же здесь жить?!
Но Лопата - неистребимый оптимист:
- В прошлом году, помнишь, я пробыл дома два месяца. Теперь буду четыре, в следующем - шесть. А там - навсегда! Лишь бы гривня не падала А! Да, лишь бы гривня не падала.

«Зеркало недели» №27, 9 июля 1999


Последний раз редактировалось: Бьёрн (Ср Авг 24, 2016 12:56 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ответить
Член Клуба с 2015г,
Сообщения: 744
Репутация: 52
Доверие: 22
Сообщение Добавлено: Ср Авг 24, 2016 12:53 pm    

АВТОРСКИЙ ГОНОРАР — ЗАБЫТОЕ ИМЯ
Роксолана Литвин

О перипетиях создания украинской национальной валюты было сказано уже немало. В частности в статье Игоря Малышевского «Человек, который нарисовал гривню» («ЗН», 10 июля, 1999 г.) подробно повествуется о Василие Лопате как о единоличном авторе первого выпуска национальной валюты, которому наше государство за огромную и трудоемкую работу не выплатило до сих пор ни гроша. И, может быть, этой статье не суждено было бы появиться на свет, если бы не решился заявить о себе еще один полноправный претендент на соавторство в создании украинской гривни - художник-дизайнер Борис Максимов.
О нем В.Лопата в вышеуказанной статье вспоминает весьма нелестно. Он «..привлечет Б. Максимова выполнить для общего своего замысла некоторые декоративные элементы, шрифт.
В его отсутствие Максимов начнет игры вокруг уже созданных банкнот, будет, как нынче выражаются, качать права». К дальнейшей судьбе создания гривни, судя по статье, Б.Максимов вообще никакого отношения не имел. Дабы пролить свет на уже исторический факт возникновения украинских денег и восстановить истину об их создателях, я встретилась с дизайнером Борисом Максимовым.
Представляю на суд читателей нашу беседу.
- Борис Николаевич, любой, прочитавший статью И.Малышевского «Человек, который нарисовал гривню», сделает логический вывод, что художник-иллюстратор В.Лопата - единственный и полноправный автор украинской национальной валюты. Из слов Василия Лопаты вы почти не имели отношения к работе над денежными купюрами нашего государства...
- С Василием Ивановичем мы были знакомы немало лет до того, как он предложил мне вместе разработать эскизы украинской валюты - визитной карточки тогда еще будущего суверенного государства Украина. В одиночку он не смог бы справиться с подобной задачей, ведь для выполнения дизайнерской работы, да еще такого уровня, необходим большой опыт в этой области. Василий Лопата по профессии художник-иллюстратор и никакого отношения к дизайну не имеет. Наша работа была четко распределена: он занимается портретами исторических лиц на гривнях и рисунком на обратной стороне купюр; я же выполняю всю остальную работу - дизайн, орнамент, геральдика. Мне пришлось создать специальный цифровой ряд для украинских денег. Также ни на одной купюре мира вы не найдете подобное решение шрифта. Работа была крайне сложной, тем более что ее приходилось выполнять в очень сжатые сроки. В каждой купюре нужно было соединить историческое прошлое Украины и ее настоящее. Было необходимо отобразить в орнаменте, геральдике, цветовой гамме ту эпоху, в которой жил Тарас Шевченко, Богдан Хмельницкий или Ярослав Мудрый, а в особенностях картушей и изгибах лент должны были прочитываться настроения целого народа в определенный исторический момент. Я вложил в эту работу все свое мастерство и многолетний опыт, поэтому радовался от всей души, когда наши эскизы получили наивысшую оценку.
- В упомянутой статье В.Лопата подробно рассказывает читателям о своем пребывании в Канаде - это и работа на износ над эскизами гривни, и тяготы от условий проживания, организованных для него украинской диаспорой, и неприятности, связанные с невыплатой авторского вознаграждения... А вы, я так поняла, остались в Киеве?
(В ответ на мой вопрос Борис Николаевич показывает мне справку, выданную Канадской банкнотной компанией от 20.12.91 и заверенную президентом компании Д.Р.Арендсом. В ней подтверждается, что Борис Максимов с 21 октября по 20 декабря 1991 г. был занят приготовлением конечного проекта банкнот нового издания украинской валюты. В ней также указывается на то, что участие господина Максимова в разработке украинской гривни было необходимым и очень ценным.)
- Я не знаю, на каком основании Василий Лопата позволил себе присвоить одноличное авторство на разработку гривен, ведь работали мы вместе от первого до последнего дня, да к тому же выполняя строго свою работу. Мы оба, как полноправные соавторы украинской валюты, были приглашены в Канадскую банкнотную компанию для изготовления эскизов гривен и надзора над правильностью их выполнения. Знаете, мне было грустно и больно, когда я читал строки о том, что В.Лопату «...в Канаде поселят почти в монашеской келье, кормить будут каким-то монашеским супчиком.
Но Василь не унывал: в голодном послевоенном детстве и не к такому привык...» Василий Иванович почему-то, наверное, забыл, что по прибытии в Канаду мы были поселены в столичном 5-звездочном отеле, где мы прожили 10 дней. Когда же стало ясно, что дело с печатью гривен затянется, нас приютила украинская диаспора в Канаде.
Отнюдь не в монашеской келье, а в столичной семинарии греко-католической церкви. Более теплый и душевный прием, который был там нам оказан, трудно и представить. Я просто шокирован комментариями В.Лопаты о нашем (забыл, его) пребывании в Канаде. - Каково ваше отношение к В.Лопате как к художнику? - Не оспариваю профессионализма Василия Ивановича. Я очень сожалел о том, что высокохудожественная работа моего коллеги в изображении исторических личностей и видов архитектурных памятников на обороте купюр была кем-то безграмотно «исправлена». Моя работа также подверглась «правке». Было очень больно, ведь мы работали непокладая рук, а нам, к тому же, государство не выплатило за работу ни копейки...
- Кстати, о копейке. В.Лопата утверждает, что украинские монеты - тоже результат его работы. Что вы можете сказать по этому поводу?
Вместо ответа из личных архивов художника передо мной ложатся на стол несколько десятков эскизов будущих украинских монет. Это и самые первые наброски карандашом, и уже готовые экземпляры, выполненные тушью в разных вариантах. Шаги, копы и, наконец, копейки. Те самые, которые и по сей день иногда позвякивают в карманах наших сограждан.

«Зеркало недели» №39, 1 октября 1999
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ответить
Член Клуба с 2015г,
Сообщения: 744
Репутация: 52
Доверие: 22
Сообщение Добавлено: Пт Сен 16, 2016 18:30 pm    

пара интересных ссылок по истории гривны

[Скрытый текст]

[Скрытый текст]

вдова Б. Максимова с эскизом 1000 гривен - надо признать эскиз банкноты хорош
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ответить
Член Клуба с 2012г,
Сообщения: 1024
Репутация: 54
Доверие: 35
Сообщение Добавлено: Пт Сен 16, 2016 22:27 pm    

Бьёрн писал(а):
надо признать эскиз банкноты хорош

А размер - еще лучше!
ХАЧУ ЭТО!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ответить
Член Клуба с 2015г,
Сообщения: 744
Репутация: 52
Доверие: 22
Сообщение Добавлено: Вс Сен 18, 2016 13:42 pm    

Кто может пожалуйста прояснить такой вопрос: отчего на эскизе 50 гривен изображена Леся Украинка, тогда как ее изобразили на 200?
Значит ли это что существуют эскизы с другими портретами и номинальным рядом?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ответить
Bn не в сети 
Член Клуба с 2008г,
Сообщения: 1598
Репутация: 83
Доверие: 20
Сообщение Добавлено: Вс Сен 18, 2016 20:53 pm    

ч/б - это одни из первых эскизов, которые копировали номинальный ряд СССР. 1 гривна, 3 гривны, 5 гривен, 10 гривен, 25 гривен, 50 гривен, 100 гривен. Позднее комиссия утвердила новый ряд (цвет) и там же было принято решение, какие портреты каким номиналам будут соответствовать. Оба ряда соответствовали идее от древности к современности, чтобы подчеркнуть исторические корни. На месте Леси мог оказаться любой Smile
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ответить
Член Клуба с 2015г,
Сообщения: 744
Репутация: 52
Доверие: 22
Сообщение Добавлено: Вс Сен 18, 2016 21:21 pm    

Bn писал(а):
ч/б - это одни из первых эскизов, которые копировали номинальный ряд СССР. 1 гривна, 3 гривны, 5 гривен, 10 гривен, 25 гривен, 50 гривен, 100 гривен. Позднее комиссия утвердила новый ряд (цвет) и там же было принято решение, какие портреты каким номиналам будут соответствовать. Оба ряда соответствовали идее от древности к современности, чтобы подчеркнуть исторические корни. На месте Леси мог оказаться любой Smile

Спасибо.
Интересно однако изменения в портрете коснулись лишь эскиза банкноты 50 грн. или других тоже? Ведь Лопата упоминает что на женском портрете на 200 грн. настояла Лариса Скорик когда уже отошли от принципа хронологии
Исходя из воспоминаний Лопаты в его книге привычных нам лиц на номиналах утвердили 11.09.1991. А 11.05.1991 он презентовал только Б. Хмельницкого. Стало быть обсуждение кто должен быть на банкнотах велось все лето 1991 и возможны варианты не только с портретами но и с пейзажами о каких упоминает Лопата тоже были подготовлены в этот период
1 гривна - Владимир Великий
3 гривны - Ярослав Мудрый
5 гривен - Богдан Хмельницкий (11.05.1991)
10 гривен - Иван Мазепа (после 24.08.1991)
25 гривен - Иван Франко
50 гривен - Леся Украинка (до 11.09.1991)
Но интересно, что 200 грн. эскизы в сиреневом и синем цвете - на фото - перед Лопатой и Максимовым лежить эскиз 200 грн. синего цвета
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ответить
Bn не в сети 
Член Клуба с 2008г,
Сообщения: 1598
Репутация: 83
Доверие: 20
Сообщение Добавлено: Вс Сен 18, 2016 22:08 pm    

Бьёрн писал(а):
Но интересно, что 200 грн. эскизы в сиреневом и синем цвете - на фото - перед Лопатой и Максимовым лежить эскиз 200 грн. синего цвета


а что в этом интересного? ну использовали в этот момент сиреневый цвет для другого номинала, и что с того? думаю промежуточных черновиков, эскизов, цветовых вариантов и прочих рабочих материалов там было не на один десяток килограмм
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ответить
Показать сообщения:   
Начать новую тему    Ответить на тему       Список форумов Бонистика-Клуб -> Бонистика -> Банкноты Украины Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете присоединять файлы в этом форуме
Вы можете скачивать файлы из этого форума

Правила ЧаВо Поиск Пользователи